Как себе представить палача? Как великана, голову которого украшает красный капюшон, а глаза горят жаждой смерти? Что вы! Профессия палача в прошлом была работой, как любая другая.
Добрый слуга, однако…
В средневековье палач был особой, так сказать, отверженной. Окружающие часто его презирают больше, чем осужденного, которого он должен казнить.
По легенде - дом палача в Зальцбурге.
Палач не только вынужден жить за пределами населенного пункта, как лишенный чести «изверг», он еще должен справляться с задачами, которые решительно не приносят эстетических впечатлений. Так, например, обязанностью самого известного чешского палача Яна Мыдларжа (1572-1664) было убирать безжизненные тела самоубийц, очищать улицы от падали или ликвидировать бродячих собак. В других городах его коллеги даже чистили туалеты в отдельных домах! Кто хотел бы оказаться на их месте?!
Ни Мыдларж, ни его коллеги ни в коем случае не смели сесть в костеле или трактире иначе, как на специально выделенное для них место. Если хотели танцевать, должны были хорошо заплатить музыкантам и довольствоваться тем, что будут танцевать со своей женой только соло.
Реальное доказательство о тяжелой участи палачей в прошлые времена можно найти хронике г. Йичин, где сохранилась запись от ноября 1701 года, в которой одному горожанину строго напоминают о его контактах с местным палачом Михаэлем Ружичкой. При этом городской совет констатирует: «Если хочет остаться по соседству, должен прекратить подобное общение и остерегаться».
Заключенные в золотой клетке
Ремесло палача, уже хотя бы из-за своей исключительности, часто передавалось по наследству. Следовательно, место отца обычно занимал его сын – ему ничего другого не оставалось. Целомудренное общество его не приняло бы в свои ряды, даже если бы он выбрал себе другую профессию. Как и в дошедшей до нас истории Карла Гусса (1761-1838), сына палача, желание которого стать священником потерпело крах не только от ненависти соучеников, но и у кантора.
Молодой Гусс вынужден был довольствоваться местом палача в Хебе, что еще раз подтвердило - палачи и их семьи живут как в клетке. Однако, в золотой клетке! Общественные ограничения палачам компенсировались буквально по-королевски. Ремесло палача в прошлом было одним из самых прибыльных. Несмотря на то, что палачи пребывали в презрении в своих непривлекательных жилищах, им доставались самые лучшие удовольствия мира. Их грязная, выполняемая несколько раз в неделю работа оплачивалась очень щедро.
Палач и после смерти
Судьбы палачей несли свое необычное клеймо и после их последнего вздоха. Дело в том, что смерть не снимала с них низкого положения - для их останков на кладбище было особое место. Придерживались правил, что тело палача на кладбище несут тоже люди низкого положения, т.е. его помощники.
Без чести и с почтением
Ремесло палача не является феноменом христианской Европы. Головы отрубали «профессионально» еще в античном Риме. Там палач должен был находиться не менее мили от города, а когда шел по дороге, звонить в колокольчик, чтобы его, как особу нечистую, люди обходили стороной.
В Греции казни поручали рабам, у которых не было никакой чести, а потому и терять им было нечего. У османских турков, наоборот, палач был высокопоставленной особой, имевшей свое место в дружине правителя.
Вид средневекового города представляет собой романтическую картину домов и храмов, опрятно упакованных в крепостные стены. У всей этой красоты был один недостаток – присутствие поблизости холма с виселицей – места, где проходили все виды казней, которые только может выдумать человеческая фантазия…
Точно и быстро
В Чехии топор как инструмент палача перестал использоваться в 14 веке. С тех пор в его руках блестит меч. Казнь отделением головы от тела считается проявлением милости. Обезглавливание происходит моментально, и осужденный благодаря этому может сохранить свою честь и на том свете. Поэтому такой способ чаще всего использовался для казни людей благородного происхождения. С другой стороны, обезглавливались и простые грешники, отягощенные слишком большими провинностями: повторными кражами, прелюбодеянием, святотатством, не слишком жестоким убийством. Сам акт обезглавливания проходил по следующему сценарию: осужденный на эшафоте с завязанными глазами встает на колени или садится на скамейку, слегка вытягивает шею с коротко остриженной головой - и готово! Умелый удар палача, направленный на горло с левой стороны, завершал все зрелище.
Если работа палача не удастся с первой попытки, будет проблема. Как, например, при событии 1588 года, когда на Погоржельце в Праге местный палач сделал три попытки. Он настолько рассердил зрителей, что толпа атаковала его и забросала камнями. Палач не выжил.
Записи с казни 27 чешских панов на Староместской площади 21 июня 1621 года сообщают, что к этой форме экзекуции, предназначенной для государственных преступников, первоначально был осужден и известный врач Ян Ессениус (Jan Jessenius) (1566–1621). К счастью для него, в последний момент он дождался уменьшения наказания так, что четвертование заменили классическим обезглавливанием.
Виселицы и гильотины
Когда говорят «виселица», многие представляют себе простую конструкцию, законченную петлей. В действительности это было богато оборудованная, поднимающаяся до 3 метров с поднимающейся «сценой». Внутри нее складывали инструменты палача, иногда и останки казненных. В небольших городах виселицы служили виселицы служили как места для отрезания голов или дробления колесом, о чем доныне говорят названия, как например Stinadla, т.е. давние эшафоты, специализировавшиеся только на отрезание голов.
Известнейшие чешские палачи: любители женщин, ученые, острословы.
Мясники? Монстры? Вовсе нет! Палачи - личности ренессанса, всегда обладающие чувством юмора. Как, например, Ян Креститель Пипергер, который всегда встречал осужденного словами: «Я искренне рад с вами познакомиться. Жаль, наше знакомство продлится недолго»
Слава и богатство за одну казнь
Ян Мыдларж (1572-1664)
Ян Мыдларж (1572-1664)
Было 21 июня 1621 года - день, записанный в историю не только из-за казни 27 чешских панов на Староместской площади, но и историей палача, который при массовой казни затупил несколько мечей.
Сразу после того, как раскаты пушек дали знать о начале казни, на сцену выходит печальный герой – палач Ян Мыдларж. Что с того, что в душе он не согласен с приближающейся экзекуцией? Он пражский палач, исполняющий приказы императора Фердинанда II и императорского комиссара Карела из Лихтенштейна. Свое место в истории он занял и благодаря воспоминаниям одного из свидетелей казни Павла Скалы из Згорже (1583 - примерно 1640). «Это убиение особ мечом совершалось одним и тем же палачом в четыре часа так быстро, что ни одной особе не было сделано ни одного ошибочного удара, а было всего четыре меча».
Имя Ян Мыдларж в наше время почти что синоним палача. Но откуда этот мужчина появился и как дошел до своего нездорового ремесла? Версий несколько. Причем наиболее правдоподобная говорит о студенте, который вместо того, чтобы стать признанным врачом, идет к хрудимскому палачу в помощники. «Виновата в этом любовь. Несчастная любовь к осужденной на смерть красивой девушке. Мыдларж девушку от смерти не спас, да и не мог. А себе определил судьбу изверга, который навсегда останется нечистым человеком», - писал биограф палача.
Так или иначе, Мыдларжу не приходилось сетовать на свою судьбу. Ведь благодаря самой большой массовой казни в истории Чешского королевства стал очень богатым мужчиной и имел большой успех у слабого пола. 77 лет было Мыдларжу, когда взял в жены девушку Катержину, младше его на два поколения. Свадебный пир устроил еще более залихватский сын Мыдларжа Ян Вацлав, который обещал: «Отец, с гордостью возьму за вами меч палача в городе пражском». Так и стало в 1650 году…
Палач, который стал другом Гете
Карел Гусс (1761-1838)
Карел Гусс (1761-1838)
В молодости Карелу Гуссу из города Мост доставалось от учителей и одноклассников. «Палач, нечисты, бесчестный палач», усмехались над ним. Он не ожесточился. Покорно принимал неприятный факт, что родился в семье палача, и пообещал: «Однажды я вам покажу!» Сын палача умудрился к своим 16 года спровадить со света 17 мерзавцев, к 17 годам – ровно две дюжины. А в 18? У него уже достаточная подготовка, чтобы отправиться по свету. Сначала в Дрезден, потом в Хеб, где 16 апреля 1781 года его старый и слабый дядя назначает его палачом. Первая казнь новичка так описана в местной хронике: «После третьего вызова палач Карел Гусс завязал несчастному грешнику голову и глаза и моментально одним движением меча снес голову к ногам осужденного. Потом своим мечом поприветствовал командующего майора и ушел с эшафота к своему жилищу».
Карел Гусс заслужил себе в городе репутацию любезного и всегда помогающего мужчины, который в своем жилище, вместе с сестрой Маркетой «чародействует» - пользуется своими глубокими знаниями ботаники и врачевания. «Где не поможет врач, там зовите Гусса», - вскоре заговорили в Хебе. Через несколько месяцев в Хебе стала небывалое - даже самые благородные не раздумывая приглашали палача, если у них кто-либо заболевал!
Июнь 1782 года спалил землю своей жарой, когда всеми любимого палача Гусса позвали к событию, о котором никогда не забудут. Его пациенткой, а вскоре и невестой стала Жофия, дочь богатого пекаря в Хебе. Однака тот Гусс, для которого все двери были открыты, получает от будущего тестя жесткую пощечину: «Хочешь уничтожить мою дочь? Навсегда испачкать ее имя?» «Да!» - выкрикнула это магическое слово (на 20 лет старше!) влюбленная Жофия, и в будущем не жалела об этом.
Чучелами птиц, дорогими породами дерева, минералами, коллекцией монет и лечебными травами в течение лет заполняется жилище ученого палача Гусса. Это все предсказывает поворотный пункт в его яркой карьере, которая после того, как в 1790 году он прекратил срубание голов (а продолжает «всего лишь» выжигать клейма), превращается в серьезную деятельность во многих научных отраслях!
Неуютное жилище палача решительно перестраивается внушительный музей естествознания, как магнит притягивающий и такую личность, как Иоганн Вольфганг Гете. Хроника города Хеба сообщает: «Благородный гость Хеба господин Гете посетил музей г-на Гусса несколько раз подряд. Здесь он выменял несколько уникальных вещей и они вели беседу».
Нет необходимости добавлять, что дружба простого мужчины из провинциального города и представителя большого света стало не только большой сенсацией, но и помогло Гуссу рассеять столетние представления, которые унижали и связывали его предков палачей и его самого.
В 1838 году, т.е. в конце своего почтенного возраста, когда подвергавшийся насмешкам Гусс стал настоящим авторитетом в городе Хеб. В связи со своим поселением в городе он может сожалеть только об одной неприятности, о которой пишет в мемуарах: «12 ноября 1828 года от руки злодея пострадал ряд моих экспонатов, и те, которые мне подарил сам княз Меттерних. Самое плохое в этом несчастье, что меня, старика, семь лет подозревали, что я это инсценировал!»
С палачом можно и пошутить
Ян Креститель Пипергер (1838-1888)
Ян Креститель Пипергер (1838-1888)
Ян Креститель Пипергер обладал красивым лицом, быстрым умом и утонченным чувством юмора. Во второй половине 19 века он был настолько популярен, что его реплики с эшафота (например «Ваша шея, пани, заслуживает самую лучшую заботу») забавляли не только пражское общество.
Но обо всем по порядку. Ян Креститель родился в Австрии одним из 17 детей палача. Хотя сначала казалось, что работа у него будет нормальная (выучился на обойщика), он все же продолжил семейные традиции.
В 1871 году, т.е. 6 лет после поступления в учреждение, Пипергер отличается на казни цыгана Яна Янечка. Специально ради этого он покидает Прагу и отправляется в Пльзень, причем Narodni listy пишут: «Дважды убийца и разбойник, который со своей бандой более полутора лет зверствовал во всей Западной Чехии, был с помощью войска и 15000 наблюдателей повешен в Пльзне на Борах». В своем самом плодотворном году, т.е. 1877, среди его клиентов есть и трижды убийца из Будейовиц Йозеф Вагнер, официант Фиала, который забил свою возлюбленную, и двое убийц, заколовших сторожа.
В сумме Ян Креститель Пипергер в течение 23 лет своей постоянной активной карьеры палача отправляет на тот свет 50 осужденных. При этом он сам чуть не закончил жизнь на виселице. Это было в 1872 году, когда внезапно умерла его жена. Пипергер как главный подозреваемый оказался в заключении. Наконец, выясняется, что его жена отравилась испорченной пищей. Шокированный палач до конца жизни возненавидел окружающий мир и умер совершенно один…
David Halatka
журнал HISTORY revue
© Перевод Галины Пунтусовой.
0
vile
Дата: 6 марта 2011 20:27, Комментарий: #1, Статус--------------------