На фото: 1935 год. Футболисты ХПЗ – чемпионы Харькова. Стоят слева направо: В.А. Вацек, Азаренко, Натаров, Редин, Слепов, Харламов, Сошенко, Марченко. В среднем ряду: Ус, ?, Чернов, Видуков. Внизу: Пономаренко, Бабкин, Бурдуков.
Во второй половине 20-х годов заводские футболисты прочно занимали в Харькове ведущие позиции. Тренеров как таковых страна еще не готовила, но были люди, фанатично влюбленные в спорт, досконально его знавшие. Среди них – инструктор физкультуры Владимир Августович Вацек. Именно под его руководством спортсмены Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) ковали свои первые победы. Безусловным лидером заводских футболистов был воспитанный Вацеком прославленный в довоенные годы вратарь сборной Советского Союза Александр Бабкин (1906 – 1991). Появившись на заводе 12-летним пареньком, он прошел путь от ученика конторщика тендерного цеха до квалифицированного дизелиста-сборщика.
Первый тренер… Как бы ни складывалась судьба спортсмена, он всегда помнит своего первого наставника. Да и как забыть человека, который отдал тебе свои знания, передал свою любовь к спорту. Александр Бабкин всегда восторженно отзывался о своем первом тренере Владимире Августовиче Вацеке: «Он все умел, все знал, всему мог научить».
Детей в семье Бабкиных было семеро. В 1917-м четвертому из них, Саше, исполнилось 11 лет. Через год отец повел его с собой на паровозостроительный завод, определил учеником к конторщику тендерного цеха. Работа у 12-летнего пролетария была нехитрая: разносить в лотке паек – хлеб да сахар – на восемь десятков рабочих. Пайком получал первую в жизни зарплату и сам Сашко. Вечерами он подрабатывал еще и в соседней пекарне: топил печь, помогал месить тесто.
Саша Бабкин увлекался сразу несколькими видами спорта: гимнастикой, акробатикой, легкой атлетикой, гандболом. Лишь только заканчивались уроки в школе фабрично-заводского ученичества ХПЗ, куда 16-летним мальчишкой в 1921 году послали учиться Сашу на слесаря-сборщика, как он тут же бежал на занятия в спортивный кружок к Августовичу, как ласково называли заводские ребята В. А. Вацека.
Это был знак судьбы. Талантливый парнишка попал в руки талантливого воспитателя. Уже в 1924 году Саша Бабкин вытеснил из ворот первой гандбольной команды ХПЗ – одной из сильнейших в Харькове – всех претендентов и стал голкипером номер 1.
И вот пришла пора определиться с главным видом спорта, которому посвятишь себя. Саше нравился и гандбол, и футбол. Долгое время не удавалось отдать предпочтение ни первому, ни второму виду спорта. Но постепенно футбол все больше притягивал к себе, и, в конце концов, пересилил.
Необходимо отметить, что поначалу футбольная карьера Бабкина не была столь стремительной: начинал Александр с четвертой команды ХПЗ и каждый год поднимался лишь на одну ступеньку.
В 1928 году он утвердился голкипером первой команды паровозостроительного завода. Его заметили, о нем заговорили. А потом…
С 1929 года Александр Бабкин в сборной Харькова – тогда одной из сильнейших в стране – окончательно заменил легендарного Романа Норова, не раз защищавшего честь сборной молодой Республики Советов.
В 1929 году харьковчанин Александр Бабкин дебютировал в воротах сборной УССР на московском стадионе в повторной встрече сборных команд РСФСР и Украины. И здесь он заменил Романа Норова, не особенно удачно сыгравшего первую встречу десять дней назад. Вместе с Бабкиным в игровом составе были: К. Фомин, Кладько, Привалов, В. Фомин, Н. Фомин, Штрауб, Шпаковский, Мищенко, Алферов и Бем. Посмотреть интереснейший поединок на стадион приехали глава ВУЦИКа Г. И. Петровский, члены украинского правительства. В перерыве они заходили в раздевалку, подбадривали команду. Голы, забитые в первом тайме Алферовым с подачи Штрауба, а за 10 минут до конца встречи Мищенко, принесли успех украинцам – 2:0. Героя матча, отважного и цепкого, смело бросавшегося в ноги нападающим вратаря Александра Бабкина московские болельщики до входа в тоннель несли на руках. На следующий день по приглашению команды Ленинграда украинцы выехали к ним и выиграли труднейший матч с минимальным счетом 1:0. Эти матчи открыли харьковчанину дорогу в сборную СССР.
Вратарь сборной Харькова, второй, потом первой сборной Украины, и, наконец, сборной страны. Все это – за какой-то год. В составе сборной СССР Александр Бабкин в сентябре 1930 году стал готовиться к поездке за рубеж, в страны Скандинавии.
Перед поездкой, в тренировочном матче на стадионе «Динамо» в Москве, сборная СССР 23 сентября выиграла у сборной столицы – 4:1, а затем по дороге в Норвегию в Ленинграде завершила вничью (1:1) матч против сборной города и победила сборную РСФСР – 3:2. Бабкин находился в резерве, играя эпизодами, так как основным вратарем был москвич Валентин Гранаткин.
В ходе поездки по северным странам Александр Бабкин выходил в составе сборной страны на замену лишь в нескольких матчах. Но его блестящие выступления на полях Финляндии, Швеции, Норвегии уже тогда нашли широкий отклик в спортивной печати тех лет.
Кроме чисто спортивной стороны таких турне, была еще и сторона политическая, пропагандистская. Футболисты сборной молодой страны Советов являлись полномочными представителями государства, где развитию физкультуры и спорта уделялось большое внимание. Естественно, необходимо было подкреплять этот тезис положительными результатами во всех видах спорта и в каждой встрече. И спортсмены старались показывать эти результаты, несмотря ни на какие провокационные происки, а порой и агрессивные выпады.
Заводила и весельчак, наделенный от природы неиссякаемой энергией, бурлящим энтузиазмом комсомолии 30-х годов, Александр Бабкин и своих друзей по сборной заражал всепобеждающим азартом и самоотверженностью. Он, как никто другой, всего себя умел отдать игре, победе.
На фото: Заглавная страница турецкого журнала "Олимпиада" – Александр Бабкин в игре.
На протяжении 5-ти лет Бабкина называли всесоюзным вратарем. Особенно популярным его имя стало после турне в Турцию, где по иронии судьбы он стал игроком-открытием.
В своей книге "Звезды большого футбола" знаменитый московский футболист Николай Петрович Старостин так описывал перипетии того турне:
"…В 1932 году сборная СССР направлялась в Турцию. В ее составе вторым вратарем был Валентин Гранаткин, а первым – Антон Идзковский. Мы знали, что он присоединится к нам в Киеве. Но из-за неполадок в информации Идзковский на вокзал к поезду не явился. Положение было безвыходным, по расписанию мы только-только успевали на пароход в Одессу, и руководство сборной послало телеграмму в Харьков с просьбой командировать своего лучшего вратаря. Таким образом почти никому не известный Бабкин оказался на другой день на борту парохода "Чичерин", которым команда отбывала в Стамбул.
Вполне естественно, что в первой встрече с турками в наши ворота встал Гранаткин, а новичок-харьковчанин скромно сел на скамейку запасных.
Игра началась для нас неудачно. Мало того, что мы проигрывали 0:2, но стало ясно в середине тайма, что наш травмированный вратарь не в состоянии продолжать игру. Я, капитан команды, дал знак Бабкину заменить Гранаткина. Сознаюсь, я шел на это с большой тревогой.
Вскоре мы отквитали один гол, на что турки ответили яростным штурмом. И вот тут-то харьковчанин показал себя во всем блеске. Непринужденно и мастерски выходил он из труднейших ситуаций у своих ворот. Как повар с картошкой расправлялся он с мячами, идущими, казалось, в самую цель.
Вместе с турецкими нападающими ошеломленными оказались и мы. Уверовав в своего вратаря, который в перерыве весело и спокойно восседал в раздевалке, мы во второй половине почти всей командой кинулись в атаку, но долго счет 1:2 грозил нам поражением. Лишь за восемь минут до конца Сергей Ильин (№11), заменивший Валентина Прокофьева, уровнял результат. А Бабкин и в этом тайме взял несколько труднейших мячей.
На другой день стамбульская пресса восторженно описала игру Александра. Его имя сразу стало известным всем советским болельщикам, тем более что три следующие игры в Турции мы выиграли во многом с его помощью".
Через три дня на главном стамбульском стадионе "Таксим" состоялся матч со сборной Народных домов Стамбула, который вошел в историю отечественного футбола как самая грубая международная встреча. Игра вышла за рамки обычного состязания, и арбитру Владимиру Васильеву чрезвычайно трудно было ввести ее в нормальное русло. Накалившуюся до предела атмосферу на поле остро воспринимали темпераментные турецкие зрители. Из-за невообразимого шума на трибунах почти не было слышно судейского свистка. Но советские футболисты выдержали этот натиск, и немалая в том заслуга была Александра Бабкина. А за свое некорректное поведение турецкие футболисты были наказаны: четыре безответных мяча влетели в их ворота.
Очередные две игры советские футболисты провели в Анкаре и в обеих победили – 1:0 и 3:2. На ключевых позициях в главной команде страны были харьковчане А.Бабкин, К.Фомин и И.Привалов. Не случайно турецкий журнал "Олимпиада" вынес тогда на свою обложку фотографию Бабкина, сопроводив ее таким текстом: "В ходе прекрасной футбольной встречи в Стамбуле советский голкипер еще раз продемонстрировал свое мастерство".
Андрей Старостин, рассказывая о том турнире значительно позже, в своей книге "Большой футбол" одну из глав так и назвал: "Триумф Бабкина". В ней он подробно, словно в видеозаписи, рассказал о вдохновенной, виртуозной игре талантливого самоучки с Пороховой улицы.
А в другой своей книге, "Флагман футбола", возвращаясь к событиям на турецких полях, Андрей Петрович снова напомнил о, по сути, лучшем матче в футбольной карьере Александра Бабкина:
"…Не могу умолчать о последней встрече. Слово "генеральный" повсюду слышалось и читалось. Хозяева во что бы то ни стало хотели взять реванш. Но ведь и нам проигрывать было не к лицу. Матч происходил в Анкаре, на вновь отстроенном стадионе. Поле почти не имело газона, что особенно чувствовалось в ветреную погоду с песчаной поземкой. Молодежь держала экзамен перед старшими. Николай Старостин, Михаил Бутусов и Федор Селин, получившие травмы не без помощи Бурхана, в игре принять участие не могли, стояли у кромки поля и отчаянно переживали за нас.
Ветер ураганной силы гнал на наши ворота мяч с тучами песка. Вихрь подгонял и турецких нападающих, неистово жаждущих вырвать у нас победу. Счет установился ничейный – 2:2. Мы держали оборону девятью полевыми игроками: за попытку применить недозволенный прием был удален Фомин. Хозяева поля во главе со своим нападающим Вахабом обрушивают на нас одну атаку за другой. Но у нас в воротах встал после перерыва Александр Бабкин, и вторая половина матча была его триумфом. Он оказался непробиваемым для противника. Нашего вратаря посетило вдохновение, иначе не скажешь. Так можно сыграть только один раз в жизни. Легкий, подвижный, он летал по воздуху, отбивая и ловя мячи, точно нацеленные то в верхние, то в нижние углы ворот.
Когда остались до конца игры какие-то секунды, Музафер, форвард турецкой команды, оказавшись один на один с Бабкиным, пробил с нескольких метров по его воротам. Но и на этот раз победителем вышел Саша и, не мешкая, выбил мяч в ноги Павлову. Тот оказался достойным партнером своего вратаря, устремившись вперед наперекор стихии, он под самый занавес встречи нанес свой коронный удар с полулета. Мяч, как снаряд, влетел в нижний угол турецких ворот.
На другой день в прессе Василий Павлов был назван "королем голов", а в игре Бабкина рецензент усмотрел что-то мистическое. Наши старшие экзаменаторы сказали просто: "Молодцы, ребята!" - и крепко пожали руку каждому".
На фото: 1966 год. Друзья-ветераны поздравляют Александра Бабкина с 60-летием. Слева направо: Александр Бабкин, председатель городской федерации футбола Георгий Грицюк, Иван Твердохлебов, Николай Кротов, Лев Йосилевич.
В октябре 1933 года в холодную, промозглую погоду футболисты сборной Харькова в первой международной встрече принимали на переполненном стадионе "Металлист" футболистов из Испании. Ожидалась серьезная битва. Но игроки скромной сборной испанской рабочей спортивной федерации не смогли оказать серьезного сопротивления тем, кто множество раз отстаивал честь Украины и Союза: Бабкину, К. и В. Фоминым, Привалову, Н. Зубу, Паровышникову, Кириллову. Неудержимый Шпаковский открыл счет, после чего его партнеры забили в ворота гостей еще шесть мячей.
Огромный интерес вызвал также матч на "Металлисте" сборной УССР с турецкими футболистами. Украинцы, в числе которых удачно играли харьковчане Бабкин, К.Фомин, Привалов, Н.Фомин, Копейко и Паровышников, победили 3:2.
Не случайно по итогам сезона 1933 года в первом списке 33-х лучших игроков страны Александр Бабкин был включен под первым номером. Впоследствии, еще дважды он был удостоен такой чести.
Мастерству Бабкина аплодировали зрители многих европейских столиц, а в сборную УССР вместе с ним входили защитник заводской команды – термист инструментального цеха Андрей Пономаренко и ветеран Константин Ус. Все они были в 1935 году в составе команды ХПЗ, впервые ставшей чемпионом Харькова. В ее рядах также играли: Н. Безверхов, П. Якушов, С. Сергиенко, В. Болотов, Н. Соколов, Т. Сошенко, Н. Слепов, И. Натаров, Г. Масалитин, Л. Тах, И. Бурдуков, И. Харламов.
А в дебютном розыгрыше Кубка СССР, проведенном в перерыве между первым (весенним) и вторым (осенним) чемпионатами страны 1936 года, своеобразный рекорд установил харьковский "Локомотив", не выступавший в играх чемпионата СССР. И помогло родиться этому рекорду великолепное мастерство Бабкина.
В первом же раунде "Локомотиву" пришлось трижды встречаться в Запорожье с местными "Крыльями Советов", и только после двух ничейных матчей в третьем (26 июля) харьковчане разгромили своих соперников – 5:0. На стадии 1/32 финала шесть ча¬сов длилась на стадионе "Локомотив" на Ивановке упорная и напряженная дуэль "железнодорожников" (два матча с допол¬нительным временем 2:2, 1:1 и третий 0:1) с популярным в те годы ленинградским "Ди¬намо", где блистали М. Буту¬сов, П. Дементьев, братья Федоровы. Лишь на исходе третьего матча, 7 августа, юркий Пека Дементьев каким-то непостижимым образом нашел брешь в воротах Бабкина и в упор забил единственный гол. Кроме Бабкина, у харьковчан в этих матчах отличился вратарь Г. Ешко, а также Н. Зуб, Б. Гуркин, забивший в первом матче оба мяча, Ф. Черный, В. Коптев.
Нельзя не отметить и общественную работу Бабкина. Комсомольцы ХПЗ избрали Александра в комитет комсомола, где он возглавлял сектор культурной пропаганды. В 1929 году его выдвигают в горком комсомола заместителем заведующего экономическим отделом. С 1930 по 1932 гг. лучший вратарь страны работает секретарем Октябрьского райкома ЛКСМУ. По возвращении из Турции Александр Иванович занял пост председателя городского комитета физкультуры и спорта. Обязанности председателя не позволяли ему до конца отдаваться футболу, и потому, проиграв еще несколько сезонов за "Локомотив", Бабкин окончательно завершил активные выступления.
Руки и сердце потомственного металлиста сами собой потянулись к станкам, к металлу, и в 1938 году он начал трудиться на заводе "Серп и молот". В 1941 году, когда началась война, коммунист Бабкин просился на фронт. Но надо было срочно налаживать выпуск боеприпасов, и опытный мастер уехал с родным заводом в эвакуацию в Саратов. Там учил управлять станками вчерашних школьников, домохозяек, пенсионеров.
Когда отгремели тревожные раскаты войны, 38-летний контролер ОТК А. Бабкин снова вышел на зеленое поле – тренировал лучшую на заводе команду родного сборочного цеха МС-1. Активно боролся он и за качество харьковских дизелей. Так и проработал "дядя Саша" на родном заводе до последних дней жизни.
Пока позволяло здоровье, Александр Иванович частенько приходил на стадион: помогал, советовал, щедро передавал молодым свой бесценный богатейший опыт "всесоюзного вратаря". О нем всегда с искренней теплотой вспоминают все те, кому посчастливилось знать этого замечательного человека.
На фото: 1966 год. Друзья-ветераны поздравляют Александра Бабкина с 60-летием. Слева направо: Александр Бабкин, председатель городской федерации футбола Георгий Грицюк, Иван Твердохлебов, Николай Кротов, Лев Йосилевич.
Источник:
0
Dontspyke
Дата: 30 августа 2010 11:31, Комментарий: #1, Статус--------------------