Два с половиной года назад я ушёл с должности заведующего учебно-консультационного центра академии городского хозяйства, супруга с должности старшего администратора 9-этажной гостиницы – натурально задолбались на прежних работах, там было всё на нервах.
И дети выросли, пора бы им вылетать из родительского гнезда, да некуда. Сын женился, и в доме появилась невестка, а две хозяйки на одной кухне – это, как говорит моя супруга-казачка, забагацько. Появился повод поменять что-то в своей жизни.
Знакомый подсказал адрес, я отправил электронку и через 15 дней приступил к работе инженером по охране труда на острове Беринга. Квартиру заселился в день прилёта, правда, чтобы довести до нормального жилого состояния пришлось с супругой пару недель вечерами и в выходные поработать, да вложить 45 тыс.руб на материалы и оборудование. Начальство с работы обещало компенсировать стоимость материалов, но… Квартиры и сейчас есть в посёлке, только «убитые». После моего приезда сгорел жилой дом, и нормальные квартиры раздали погорельцам.
Как оказалось, контора на острове, в которую я приехал работать, самая слабая по зарплате. Пришлось сразу же пристроиться ещё на пару подработок. Здесь все, кто может, кроме основной работы ещё и прирабатывают.
Директора недавно подсидели, приработки исчезли, а голый оклад при новом директоре мне стал не в радость, и я подыскал другую работу, но не инженерную. И опять шабашки. Кстати, кочегар (сутки через трое) здесь получает тридцать тысяч, метеоролог (сразу после школы и тоже сутки через трое) – 15. Для северОв – это не деньги. Можно зарабатывать и по семьдесят и по сто, но возраст берёт своё, да и всех денег не заработать.
За два года работы мы с супругой обновили одному сыну машину, а другому купили однокомнатную квартиру. Для пополнения семейного бюджета кое-кто из островитян держит куриц, кроликов, есть в селе пара тепличек, почти все заготавливают грибы и ягоды.
Отпуск – 52 дня, можно соединять за два года. Дорога оплачивается раз в два года на материк (к месту проведения отпуска) и обратно.
Есть у меня удочка и не одна. Вышел раз на р. Гаванку, покидал безрезультатно блесну, соседи-алеуты, ловившие рыбу сетью (им разрешено), кинули мне в сумку четыре нерки и пару горбуш со словами – иди и не пугай рыбу. Рыба с тех пор в холодильнике не переводится. Жаль, что в основном красная, а так иногда хочется белой.
Иногда перепадает и она – в основном палтус, треска и терпуг. Терпуг (морской окунь) здесь четырёх видов, один из них с мясом голубого цвета. Белорыбицу ловят с катера или баржи в полукилометре от острова – глубина там приличная (остров вулканического происхождения). Вместо удилищ используют рогатки с намотанной синтетической бечевой метров по двести, с тремя-пятью крючками размером со спичечный коробок и грузилом.
Терпуга можно ловить и обычной удочкой на мясо мидий при отливе в размоинах рифа за бывшей зверофермой, на мысе за причалом и на самом причале – это ближайшие к посёлку рыбные места. Есть ещё рыбное место рядом с селом – у моста на речке Гаванке, но там только лососевые – нерка, кижуч, горбуша и голец.
Гольца можно ловить без ограничения, остальных только по путёвкам. Гольца местные жители за рыбу не считают, но нам с женой очень нравится и в жареном, и варёном виде. Мясо у арктического гольца нежное, слегка розовое и практически без жира. Супруга делает из гольца саламур по украинскому рецепту (в маринаде) – под картошечку бесподобная еда. В путину красная икра не является деликатесом, это просто еда. Подружки к супруге приходят на чай не с коробкой конфет или с печеньем, а с банкой икры или балыком.
Всю жизнь хотел побывать на океанской рыбалке, а порыбачила там супруга и даже поймала треску на 8 кг – тащила её с глубины 65 метров. Хотел увидеть китов с близкого расстояния, а увидела и нафоткала опять же супруга с 25 метров северного плавуна (очень редко подпускает близко к себе) и касаток с полусотни метров. Я видел касаток и горбачей с берега, метров с трёхсот.
Касатка на охоте. Тюленику грусняво.
Видел сивучей, антуров, морских котиков и тоже с берега, а супруга с научного катера и почти рядом.
Песцы иногда появляются у посёлка, а «в острове» (местное выражение) могут бежать рядом с громыхающим ГТС или автомобилем, ну это в основном молодые или без страха, только приподняв голову, провожать взглядом, даже не поднявшись с лёжки в нескольких метрах от проезжающего транспорта. На кордонах или зимовьях живут под избушками иногда весь сезон рядом с инспекторами или научниками, кормясь остатками с кухонного стола.
Норка попрошайничает.
Добыча
В посёлке ВСЁ, кроме картошки, привозное. Есть у некоторых жителей парнички с редиской, огурчиками и клубникой. Сейчас конец июля, а в соседском парничке только начала цвести клубника. Но это, наверное, из-за позднего лета. В распадках ещё лежит снег! Необычные для этого времени туманы. А туманы мешают полётам самолётов. Самолёт – основное средство сообщения с материком, летом два раза, зимой раз в неделю. Но это при наличии погодных условий. Иногда ждут погоду по две-три недели.
Болтаться в океане двое суток у меня пока не возникает желания. По цене перелёта с Петропавловска-Камчатского на остров – для местных (с пропиской) – 5 тысяч рублей, для остальных – более 28 тысяч рублей. Пароходом около 5 тысяч рублей.
Работы, особенно в летне-осенний период,- море. Сейчас в посёлке порядка шестидесяти узбеков из Киргизии и армян, плюс местные, и всё равно есть свободные шабашки. Зарплата у рексов (приезжих строителей) – 40 тысяч рублей в месяц, плюс бесплатное питание.
Мы с супругой занимаемся (шабашим) в основном ремонтом квартир и служебных контор. А их ремонтировать и ремонтировать! Работы есть, и постоянные.
В свежем номере местной «Алеутской звезды» пять вакансий – главбух в заповедник, экономист-бухгалтер, учителя физкультуры и начальных классов в школу, воспитатель в детский сад и библиотекарь.
Ехать сюда, желательно имея права водителя грузовика, тракториста, водителя плавсредств, т.к. в организациях есть квадроциклы, снегоходы, автотехника, лодки, катера. «Корочки» и опыт работы токарем, сварщиком, фрезеровщиком, компьютерщиком, настройщиком цифрового ТВ и др. специальностей только помогут в жизни на острове.
Ехать на остров ТОЛЬКО по вызову, тогда оплатят проезд сюда и обратно, подыщут жильё (школа имеет своё служебное жильё). ВСЁ жильё на острове благоустроенное, т.е. центральное отопление, тёплые туалеты, горячая и холодная вода и электричество постоянно. Холостячек и разведённых женщин в достатке, но это на любителя.
Погода специфическая – солнца практически нет, туманы, ветер. Но не холодно, температура зимой редко опускается ниже 15 градусов, это связано с тёплым течением в океане. Летом некоторые местные жители даже купаются, но лично я таких не видел. Аборигены шутят, что лето на острове короткое, зато малоснежное.
Столовые сопки
Культурно-спортивная жизнь на острове едва дышит из-за низкой активности населения. Но футбол, волейбол, пневмострельба, тренажёрка, настольный теннис, вокальная группа (мы с супругой там участвуем), национальная алеутская танцевальная группа, дискотека имеются. Интернет есть, но медленноват (на острове 300 пользователей).
Очаг культуры
Можно рассказывать больше, но пока сами не увидите, не прочувствуете необычность островной жизни. ВЫВОД – на острове жить можно, но не нужно. Да, заработать можно на какие-то покупки, но и в других местах (на материке) это тоже можно сделать. Меня держит здесь возможность шабашек. В моём возрасте (почти 55 лет) найти постоянную работу ОЧЕНЬ трудно, а ездить по вахтам уже тяжело.
Жене подходит климат – не жарко летом и не морозно зимой, да и зарплата супруги здесь в три раза больше, чем на материке. Но и товары ВСЕ в магазинах значительно дороже, чем в Петропавловске. Если у желающих уехать с материка есть возможность, то я рекомендовал ехать на Камчатку. Да. Там холоднее, но в районах Камчатского края есть много вакансий для специалистов и работяг – они выставлены в сети, а главное на Камчатке есть деревья (на острове только трава и редкие кусты)!
На Камчатке работает программа переселения соотечественников из стран ближнего зарубежья. Насколько я знаю, администрация края лояльно относится к мигрантам, соблюдающим законы.
Ну, а остров – это на любителя. Летом здесь надоедливые стоны чаек под окнами, шум океанского прибоя, зимой юконские вОроны, прячущиеся от ветра за кочками и оглушительное безмолвие в тундре. Можно возразить, что безмолвие не бывает оглушительным, поверьте – бывает. На острове многое воспринимается не так, как на материке. И главное – если что-то произойдёт на Земле, здесь узнают об этом самыми последними.
источник
0
Михо
Дата: 18 августа 2012 16:33, Комментарий: #1, Статус