«Если ты не упал, значит ты ничему не научился», Билл Фокс.
«Боль уйдет, а кино останется», Майкл Джей Фокс.
Майкл Джей Фокс родился 9 июня 1961 года в Канаде, и его жизнь может дать сто очков вперед многим голливудским фильмам. Впрочем, начиналось все для него вполне обыкновенно — большая семья (брат, три сестры и брат, которого Майклу уже не довелось узнать), папа-военный, школа, кино по выходным. Кино Майкл любил, поверите ли, даже больше чем школу, поэтому, когда недалеко от местечка, где он жил стали искать кого-нибудь подходящего на роль десятилетнего пацаненка в сериале «Лео и я», Майкл решил попробовать стать актером. Майклу, правда, к тому времени уже исполнилось пятнадцать, но его это не смущало. Не смутило это и создателей сериала, Майкл со своим маленьким ростом и мальчишеским лицом вполне мог сойти за десятилетнего, и был утвержден на роль. Еще несколько ролей, в то числе и театральных, несколько реклам, и Майкл сделал вывод, что незачем терять время в школе, его место в Голливуде. Какой бы наивной не казалась эта мысль, Фокс-старший воспринял ее с житейской мудростью. Решив, что раз уж сыночку всерьез зашла в голову актерская карьера, Билл не стал вправлять ему мозги и насильно отправлять обратно в школу — толку все равно при таком раскладе от учебы не будет, а взял и сам отвез его в Америку. Станет актером в Голливуде – хорошо, нет – одумается и возьмется за учебу.
В Голливудских кругах Майкл быстро прослыл приколом номер один. Отсутсвием среднего образования там никого не удивишь, но у Майкла не было даже внешности романтического красавца. Шварцнеггеровских бицепсов и соблазнительной фигуры – тоже. А рост у Майкла был такой, что там практически любой мог смотреть на него свысока в буквальном смысле этого выражения. Ну куда такому в Голливуд? Как и следовало ожидать, Майкла такие мелочи не смущали, он вполне ясно представлял себе свое актерское будущее и не особенно заморачивался на трудностях.
Ко всему прочему, связей и денег у Майкла тоже не было. Его виза предполагала работу, связанную исключительно с актерским мастерством, так что подрабатывать чернорабочим было очень непросто. Майкл голодал, перебиваясь редкими дешевыми ролями в непритязательных фильмах, продавал куцую мебель из свой крошечной дешевой квартики, но продолжал наивно ждать ролей. Он даже сменил имя с Майкла Эндрю на Майкла Джея (как у его любимого актера), считая, что на афишах это будет смотреться лучше. Однако, Майкл хоть и был наивным, идиотом он не был. Время шло, и, повздыхав над несбывшийся мечтой, Майкл стал собираться домой. Эти сборы были прерваны вызывом в близлежащее кафе. На номер кафешки звонил агент Майкла (у него не было даже собственного телефона). Майклу предлагали пройти пробы на роль Алекса Китона в сериале «Семейные узы».
На первых пробах Майкл не приглянулся создателю сериала — Дэвиду Голдбергу, но отвечающая за кастинг настояла на повторном просмотре. Со второго раза Голдберг прозрел и решил, что Майкл просто идеален для роли, но тут уже руководитель канала NBC не хотел утверждать Майкла, считая неправдоподобным факт того, что у главных героев — Стивена и Элис Китонов — может быть сын такого невысокого роста; да и лицом товарищ Фокс особо не вышел — зрители не поймут прикола. Но Голдберг пошел на риск и наотрез отказался заменить Майкла. «Я посылаю этого паренька играть сцену с двумя шутками, а он умножает их на пять взрывов смеха», яростно утверждал он. NBC отступило, Майкл получил роль Алекса. И никто не прогадал!
Еще один звонок на телефон в кафе, и Майкл узнал, что его берут на роль старшего сына — семнадцатилетнего Алекса (Майклу на тут момент было уже за двадцать). Мгновенно прикинув размеры своих долгов, Майкл с наивностью, граничившей в подобной ситуации с наглостью, заявил, что меньше, чем за три тысячи в неделю работать не будет. На другом конце провода обалдели… и согласились. Так Майкл получил свою судьбоносную роль, открывшую ему дорогу в большое кино. Сериал был задуман о семейной паре, которая, проведя бурную молодость, разумно воспитывает троих детей, непохожих на них по характеру, но Майклу настолько удалась роль Алекса Китона, в которого он вложил некоторые черты своего старшего брата, что по сути его персонаж стал главным героем сериала после первых же серий, а «Семейные узы» сделались одним из самых популярных ситкомов в Америке.
Как говорит один из создателей сериала: «Мы снимали «Семейные узы» при живой аудитории, и когда Алекс появлялся на сцене, зрители прям-таки подавались вперед, а когда он уходил, они снова устравивались на своих местах поудобнее». Это сериал знаменателен еще и тем, что на съемках Майкл встретил свою будущую жену – актрису Трэйси Поллан.
Исполнение роли Алекса Китона оказалось столь блестящим, что Майкла заметил сам Спилберг. Для его нового фильма «Назад в будущее» как раз требовался один из ключевых актеров, и Спилберг, а главное, режиссер фильма — Роберт Земекис поняли, что Майкл – их выбор. Но Майкл был сильно занят на съемках «Семейных уз», так что на роль Марти Макфлая взяли другого актера — популярного в то время Эрика Штольца. Но дело с ним не ладилось, отсняв изрядную часть фильма, съемки решено было остановить и снова попробовать завербовать Майкла (со всем этим, кстати, связана очень интересная история). Найдется ли человек, который, мечтая с юности о ролях в Голливуде, откажет Спилбергу? Вероятно, со «спилбергским» гонораром Майкл мог позволить себе уйти из «Семейных уз», но не таков был Майкл, чтобы подводить товарищей. Он решил эту проблему просто – работал по двадцать с лишним часов в сутки.
После невероятного успеха «Назад в будущее» Майкл уже считался одним из самых многообещающих молодых актеров Голливуда. Подобного успеха Майкл и отдаленно не мог себе представить даже в самых головокружительных мечтах. Слава, конечно, слегка вкружила ему голову, но не настолько, чтобы сходу пуститься во все тяжкие. Соблазнов хватало, но по Голливудским меркам Майкл оставался тем же наивным канадским пареньком – открытым, улыбчивым, дружелюбным и на удивление нетребовательным; его все любили, а на его немудреные причуды смотрели со снисходительной улыбкой. Во всем этом был и значительный минус — Майкл перестал слышать слово «нет». Даже если его останавливал полицейский за гонки по городу на новенькой машине, Майкл отделывался автографом и ласковым напутствием: “Осторожнее, мистер Фокс, моя жена вас обожает, смотрите не пораньтесь ненароком». Успехи, конечно, хотелось и отпразновать, как подобает. «Хорошо, что у меня нет проблем с алкоголем», — шутил Майкл после очередной вечеринки, — «я бы никогда не смог бросить пить». Он сможет, но это будет потом, когда его один-единственный раз ударит равнодушие в глазах любимой жены. А тогда следовали другие фильмы и другие роли. Майкл играл как жил, его большой комедийный дар, мастерство драматического актера и всеобщая зрительская любовь предполагали, что ему и дальше следует ожидать множество интересных разнообразных ролей.
Неожиданно сюжет жизни Майкла сделал поворот в противоположную сторону. Майклу едва исполнилось тридцать, когда его жена заметила, что во время бега он почти не шевелит левой рукой. Сам Майкл обратил внимание на другое – когда не надо, рука сама по себе начинала двигаться. По настоянию Трэйси он обратился к врачу. Диагноз был как обрушившаяся лавина – болезнь Паркинсона. Откуда могла взяться эта неизлечимая до сих пор болезнь, характерная обычно для людей в возрасте, в активном молодом человеке, остается лишь гадать. Некоторые ошибочно считают, что это результат несчастного случая на съемках третьей части «Назад в будущее» (по сюжету Марти Макфлая пытаются повесить, но по недосмотру петля на шее Майкла затянулась на самом деле. Никто не обратил на это внимание, зная что Майкл отличный актер и все что угодно может изобразить натурально, опомлились лишь тогда, когда Майкл потерял сознание). И все же это не так, ведь уже задолго до съемок третьей части фильма болезнь начала почти незаметно подавать первые признаки, которым никто не придавал особого значения.
Таких неразрешимых вопросов было много. Один из них, самый главный – как жить дальше? Болезнь Паркинсона не предоставляла большого выбора. Это не только боль и плохое самочувствие, периодическая обездвиженность мышц, в том числе и лицевых. При отсутствии должного лечения больной уже через несколько лет становится прикован к кровати, а лечение означает постоянный прием множества лекарств, с жесткими побочными эффектами, один из которых – дистония (неспособность контролировать движения). Человеку, чья актерская карьера продвинулась столь блестяще, принять эту мысль было необычайно тяжело.
Были попытки забыться – наивные как приход в Голливуд, только уже без желаемого результата. Алкоголь выветривался, и Майкл видел, что никаких существенных изменений вокруг него не происходит. Болезнь не изчезала. Болезнь не отменяла того факта, что его жене был нужен муж, а его сыну – отец. В полке лежали сценарии будущих ролей. Наверное, Майклу тогда впервые пришла в голову мысль не «Почему я?», а «Почему бы не я?». Майкл знал, что впереди у него есть еще несколько лет, пока болезнь не станет слишком уж явной, и он может сниматься, хоть это и будет требовать от него больших физических и моральных усилий. «Боль уйдет, а кино останется», — решил Майкл. Последовали фильмы, где ярко, несмотря ни на что, проявлялся талант Майкла, например, «Жадность», «Страшилы».
В 1996 Майкл начал сниматься в сериале «Крутящийся город» («Спин Сити») в главной роли Майкла Флаэрти — помошника мэра годора Нью-Йорк. Много серий “Крутящегося города” было отснято, прежде чем Майкл рассказал о своей болезни, которую до этого скрывал от всех, кроме семьи и близких друзей. Сериал был комедийный и Майкл не был уверен, что зрители смогут смеяться над шутками, зная, что актер серьезно болен. Но и с этим Майклу удалось справитсья. К тому же, все стало намного легче. Например, в “плохие” дни Майклу уже не нужно было что-то выдумывать, чтобы перенести сьемки, или тайком принимать лекарство в гримерке, снимая внезапный приступ. Сериал был великолепен и принес Майклу несколько очередных кинопремий, но, спустя четыре сезона, ему пришлось покинуть съемки сериала из-за того, что состояние его здоровья продолжало ухудшаться, и внешние проявления болезни уже нельзя было скрывать. «Крутящийся город» всегда пользовался огромной любовью зрителей и даже превзошел успех «Семейных уз», а последнюю серию с участием Майкла посмотрело рекордное количество зрителей за всю историю сериалов.
Хотя болезнь давала о себе знать все больше и больше, Майкл продолжал вести активный образ жизни. Он организовал фонд по исследованию болезни Паркинсона и помощи больным, стал больше заниматься озвучкой (угадайте, чьим голосом говорят знаменитый мышонок Стюарт Литтл, парнишка-ученый Майло из «Атлантида: Затерянный мир» или пятнистый щенок Шанс из «Дороги домой»?) и продюсерством, написал несколько книг: «Счастливчик», «Приключения неизлечимого оптимиста» и «Забавная вещь произошла по дороге к будущему» (книги стали бестселлерами, а все доходы от них – хорошим подспорьем для фонда), стал отцом еще троих детей (у Майкла и Трэйси сын и три дочери). Когда его сын начал ходить в школу и принялся задавать папе вопросы о его школьных успехах, Майкл обложился учебниками, обзавелся репетиторами и все же сдал экзамены, получив диплом о среднем образовании. Просто для того, чтобы дети не решили вдруг бросить учебу с аргументом: «А ведь ты…». Помимо этого Майкл является обладателем нескольких почетных докторских степеней — за вклад в развитие медицинской науки. Он и сейчас продолжает любить жизнь и быть активным. Майклу очень нравится хоккей и он не только является болельщиком, но и охотно играет в него (интересно, но дистония отступает во время скольжения по льду). Майкл также играет в гольф. «Я начал играть в гольф после сорока, и мне очень не нравится, когда кто-то называет это излишним оптимизмом». Играет он и на гитаре, выступает на многих мероприятиях, связанных с фондом (Майкл поет и играет на гитаре с подросткового возраста, правда относится к этим своим умениям весьма самокритично: «Гитара заслуживает игрока получше, чем я, но что поделать — мне нравится играть». Например, в фильме «Свет дня» о жизни рок-музыкантов можно послушать его исполнение). Майкл не делает вид, что здоров, но и не позволяет болезни становиться большим, чем она есть. Нетактичные вопросы он обычно сводит к шуткам: «Да, нелегко бывает почистить зубы. Но зато мне не нужна электрическая зубная щетка – мои руки и так делают по двадцать движений в секунду».
Вот уже двадцать с лишним лет работа и повседневная жизнь даются Майклу гораздо труднее, чем людям, не испытывающим подобных проблем со здоровьем. Ему трудно что-либо планировать, ведь он не знает, как будет чувствовать себя через десять минут. Возможно, все будет нормально. Или начнется приступ, и тогда тело будут сводить судороги, и он не сможет говорить из-за нарушения работы лицевых мышц. А быть может, принятая ранее доза лекарства окажется в этот день не совсем точной (рассчитать наверняка очень трудно, любая мелочь может изменить действие лекарства), и руки, голова и все тело будут бесконтрольно дергаться. Однако Майкл не считает, что все это причина для того, чтобы сидеть дома. Он появляется в телевизионных передачах, выступает в Сенате, стараясь донести до людей, принимающих законы, нужды и проблемы тех, кто столкнулся с подобными болезнями, участвует во множестве мероприятий, снимается в кино, гуляет с детьми, путешествует с женой. Нередко бывает, что самочувствие застает Майкла врасплох. На чем он тоже особо не заморачивается. Небольшая пауза в интервью, Майкл принимает лекарство, ждет немного когда станет получше и продолжает беседу. «Сейчас… скоро рука заработает, и будут всем автографы», — улыбается Майкл поклонникам на каком-нибудь мероприятии. И, договорившись с беспокойной рукой, принимается за дело.
Снимается Майкл сейчас немного – сколько позволяет самочувствие и занятось делами фонда. Из недавних работ Майкла стоит упомянуть, например, роль адвоката Луиса Кэннинга из «Хорошей жены» (2012). Среди создателй фильмов и сериалов считается большой удачей заполучить Майкла на съемки. Его обаяние и талант притягивают зрителей, да и работать с таким позитивным и простым человеком как Майкл одно удовольствие. Его отличает потрясающее чувство юмора и деликатность. Он один из тех редких людей, которые смело говорят: «Я счастлив».
Майкл называет свою болезнь даром, которой много отнимает, но дает еще больше. Некоторые поджимают губы и утверждают, что Майкл просто делает хорошую мину при плохой игре. Но Майкл рассуждает по-своему. Болезнь побудила его заниматься делом, которое приносит большую пользу тысячам людям со схожими проблемами, и дала возможность полностью оценить вкус жизни, любовь, верность и поддержку семьи и друзей, и если все это не счастье, то что же тогда? У Майкла есть ответ: «Счастье прямо пропорционально твоей способности принять все таким, какое оно есть, и обратно пропорционально нетерпению и ожиданиям».
Музыкальный отрывок из фильма «Жадность».
Незабываемый Johny B. Goode из «Назад в будущее».
Прекрасное из «Крутящегося города», перевод не требуется.
Одна из «фишек» Майкла.
Отрывки из сериала «Умерь свой пыл» (с русскими субтитрами). Майкл играет самого себя, в сюжете на удивление забавно обыгрывается болезнь Паркинсона.
Отрывки из сериала «Семейные узы» (перевод второго отрывка в описании видео). Серия «Меня зовут Алекс» входит в сотню «Лучших серий всех времен» по версии TV-Guide. Майкл получил премию «Эмми» и «Золотой глобус» за участие в этой серии в номинации «Выдающаяся главная роль в комедийном сериале».
Перевод отрывка — в описании видео на YouTube.
Финальные кадры (выход к зрителям) последнего эпизода «Крутящегося города» с Майклом, перевод не требуется.
Сюжет о роли Майкла в «Хорошей жене».
Отрывок из сериала «Клиника» (на русском).
Отрывок из сериала «Спаси меня» (на русском).
«Назад в будущее» двадцать пять лет спустя.
Фильм «Полночное безумие» — одна из первых небольших ролей Майкла в Голливуде. Майклу девятнадцать.
Сериал «Семейные узы».
Военные потери.
Трилогия «Назад в будущее».
Вариант 1985 года :
Вариант 2010 года:
Сериал «Юристы Бостона».
Из фотосессии 2010 года.
Майкл с семьей.
Просто так.
«Семья — это не самое важное, семья — это все».
«Забавно получилось — на роль человека, который двигаться не может, взяли человека, который не может перестать двигаться.
«Ирония в том, что я не мог держаться в подобной ситуации спокойно, пока не потерял способность спокойно держать себя».
«Я вобще ценю иронию. Все воспринимают меня как мальчика, хотя по медицинским показаниям я глубокий старик».
«Два плюс два всегда равняется четырем. Ну что в этом хорошего? Если вам вдруг понадобится пять, позвоните мне».
«Очень важно порой уметь уберечь себя от того, что тебе хочется сделать больше всего на свете.
«Я опасаюсь людей, у которых отсутствует чувство юмора».
«Никак не разберусь — я то ли самый ленивый человек на свете, то ли самый трудолюбивый. Я сколько угодно могу ничего не делать, но если какая-то внешняя сила подтолкнет меня к действию, я не могу остановиться».
«Играя по юности в хоккей, я пытался таранить других игроков своими сорока килограммами, после чего всякий раз обнаруживал, что валяюсь на льду. Потом я научился подъезжать к ним на определенной скорости, под определенным углом. Я понятия не имел о законах физики, поэтому сделал вывод — чем больше игрок, тем сильнее он упадет».
«Что обо мне думают другие люди — это не мое дело».
«Однажды мне дали хороший совет, касающийся актерского мастерства: «Никогда не играй результат». Ты, может и знаешь, чем закончится история твоего героя, но он-то не знает. Играй, постепенно, не перепрыгивай в то место, до которого он еще не добрался. Вот так и в жизни – не играйте результат».
«После того, как мне удается встать, принять лекарство, одеться и умыться, я иду на кухню, к Трейси и детям, и проходя мимо зеркала в коридоре, улыбаюсь своему отражению. И эта улыбка не от того, что мне лицо сводит судорогой, просто я знаю — дальше будет легче».
«Когда я смотрю на свою жену, мне в голову часто приходят две мысли. Первая о том, что с каждой минутой она становится все красивее. И вторая — до чего же я умный, раз сумел выбрать себе в жены такую женщину, и до чего счастливый, раз она согласилась за меня выйти».
«Беспорядок за обеденным столом и все эти: «Где мой учебник математики? и «Я хочу хомячка!»… В этом звучит музыка. Главное — слышать музыку в повседневной жизни».
источник
0
Slav_on
Дата: 9 июня 2012 18:19, Комментарий: #1, Статус--------------------