Внимание!! МП3 аналогичен тексту
Знаменитые левитановские слова «говорит Москва» не всегда звучали из столицы. На самом деле осенью и зимой сорок первого говорила совсем не Москва. Голос легендарного диктора шел в эфир из небольшого подвального помещения Свердловска.
Через два месяца после начала войны все подмосковные радиовышки, которые немцы научились использовать, как маяки для бомбардировок, были демонтированы. А главного диктора СССР в буквальном смысле «спрятали» на Урале. Студия находилась в подвале. Жил Левитан в деревянном бараке. Лишь узкий круг посвященных знал, кто этот человек. Впрочем, как ни странно, сам радиоузел тогда не охраняли так тщательно и даже водили на экскурсию школьников. Свердловский сигнал ретранслировали десятки радиостанций по всей стране. И запеленговать, откуда все-таки вещал голос страны, было невозможно.
Только в марте 1943 года Юрия Левитана секретно перебросили в Куйбышев, где уже размещался советский радиокомитет. Но до конца войны все были уверены что слова «говорит Москва» звучали именно из столицы непобежденного советского государства. Информацию о том, что Левитан работал в Свердловске рассекретили лишь четверть века спустя.
Учитывая угрозы фашистов, оберегали Левитана на государственном уровне. Его постоянно сопровождала охрана, а через прессу запускалась дезинформация о внешности, чтобы никто не знал, как выглядит этот человек в действительности. Есть даже предположение, что людям специально подсказывали неверный словесный портрет Юрия Борисовича: мол, низенький старичок с рыжими волосами. На самом же деле рост у Левитана был около 180 сантиметров.
Его голос-призыв был слышен и в партизанских отрядах, соединениях, боровшихся в тылу врага. Эти радиопередачи тайно, с большим риском ловили на чудом собранных приёмниках в концлагерях Владимир-Волынского, Бухенвальда, Освенцима. Радиопередачи Левитана силой слов своих ковали победу. Последнюю сводку Совинформбюро Левитан зачитал 15 мая 1945 года. «Прием пленных немецких солдат на всех фронтах закончен», - произнес он.
Но и после войны передачи Левитана были неотъемлемой частью советской жизни, его голос накладывался на документальные кадры кинохроники, освещающие начало войны, Нюрнбергский процесс, послевоенные стройки, первый в мире полет в космос, и многие-многие другие. И, конечно, Парад Победы. Эта запись из архивов Гостелерадио.
«Восемьдесят барабанов выстукивают сухую дробь. Под барабанный бой вступает на площадь необычная колонна: двести воинов несут двести знамён. Это знамёна побежденного врага! Фашистам удалось притащить эти пестрые тряпки с черной свастикой в Варшаву и Париж, в Осло и Копенгаген, Вену и Афины. Эти флаги покорно вылизывают сейчас шелковыми языками кремлевскую площадь! И пришпиленные крепко металлические ленты, изображающие ордена, звенят похоронным звоном! Звонко, как перед казнью, бьют барабаны. Да, это и есть политическая казнь фашизма!»