Советский генерал Павел Ротмистров, главнокомандующий 7-мым танковым корпусом, у танка Т-34.
Танк Т-34 в на улице освобожденного Севастополя.
Немецкие солдаты с интересом осматривают захваченный советский средний танк Т-34.
Буксировка подбитого танка Т-34 с поля боя тягачом на базе Т-34 (без башни) под обстрелом противника.
Уничтоженный внутренним взрывом советский танк Т-34-76.
Немецкие солдаты в дозоре осматривают подбитые советские танки Т-34.
Трофейный Т-34 на лесной дороге под Москвой. Поздняя осень 1941 года.
Немецкие саперы разминируют дорогу перед трофейным советским танком Т-34. Осень 1941 года.
Брошенный в Воронеже советский танк Т-34-76.
Завязший в грязи советский танк Т-34.
Танки Т-34-76 поддерживают атаку пехоты на Курской дуге.
Чешские дети играют у советского танка-монумента Т-34-76.
Советские танкисты на отдыхе.
Советские средние танки Т-34 на параде на Красной площади
Немецкие солдаты и офицер осматривают советский танк Т-34.
Немецкий солдат рядом со сгоревшим советским танком Т-34.
Танк Т-34 старшего лейтенанта М. Носова с надписью «За Зину Туснолобову». 1-й Прибалтийский фронт, 1944 г.
Зина Туснолобова (Зинаида Михайловна Туснолобова-Марченко) (1920—1980) служила санитаркой в Красной Армии с апреля 1942 года. В феврале 1943 года в бою за станцию Горшечное Курской области была тяжело ранена, обморожена. Врачи спасли ей жизнь, но она лишилась рук и ног.
Находясь в отставке, выступала перед рабочими уральских заводов, по радио. В мае 1944 года линия фронта приблизилась к её малой родине — белорусскому городу Полоцку. 13 мая 1944 года Зина написала воинам 1-го Прибалтийского фронта письмо, которое было напечатано во фронтовой газете «Вперед на врага»:
«Отомстите за меня! Отомстите за мой Родной Полоцк!
Пусть это письмо дойдет до сердца каждого из вас. Это пишет человек, которого фашисты лишили всего — счастья, здоровья, молодости.
Мне 23 года. Уже 15 месяцев я лежу, прикованная к госпитальной койке.
У меня теперь нет ни рук, ни ног. Это сделали фашисты.
Я была лаборанткой-химиком. Когда грянула война, вместе с другими комсомольцами добровольно ушла на фронт. Здесь я участвовала в боях, выносила раненных. За вынос 40 воинов вместе с их оружием правительство наградило меня орденом Красной Звезды. Всего я вынесла с поля боя 123 раненых бойца и командира.
В последнем бою, когда я бросилась на помощь раненому командиру взвода, ранило и меня, перебило обе ноги. Фашисты шли в контратаку. Меня некому было подобрать. Я притворилась мертвой. Ко мне подошел фашист. Он ударил меня ногой в живот, затем стал бить прикладом по голове, по лицу... И вот я инвалид. Недавно я научилась писать. Это письмо я пишу обрубком правой руки, которая отрезана выше локтя. Мне сделали протезы, и, может быть, я научусь ходить. Если бы я хотя бы еще один раз могла взять в руки автомат, чтобы расквитаться с фашистами за кровь. За муки, за мою исковерканную жизнь!
Русские люди! Солдаты! Я была вашим товарищем, шла с вами в одном ряду. Теперь я не могу больше сражаться. И я прошу вас: отомстите! Вспомните и не щадите проклятых фашистов. Истребляйте их как бешеных псов. Отомстите им за меня, за сотни тысяч русских невольниц, угнанных в немецкое рабство. И пусть каждая девичья горючая слеза, как капля расплавленного свинца, испепелит еще одного немца.
Друзья мои! Когда я лежала в госпитале в Свердловске, комсомольцы одного уральского завода, принявшие шефство надо мной, построили в неурочное время пять танков и назвали их моим именем. Сознание того, что эти танки сейчас бьют фашистов, дает огромное облегчение моим мукам...
Мне очень тяжело. В двадцать три года оказаться в таком положении, в каком оказалась я... Эх! Не сделано и десятой доли того, о чем мечтала, к чему стремилась... Но я не падаю духом. Я верю в себя, верю в свои силы, верю в вас, мои дорогие! Я верю, в то, что Родина не оставит меня. Я живу надеждой, что горе мое не останется неотомщенным, что немцы дорого заплатят за мои муки, за страдания моих близких.
И я прошу вас, родные: когда пойдете на штурм, вспомните обо мне!
Вспомните — и пусть каждый из вас убьет хотя бы по одному фашисту!
Зина Туснолобова,
гвардии старшина медицинской службы. Москва, 71, 2-й Донской проезд,
д. 4-а, Институт протезирования, палата 52».
Её письмо зачитывали повсеместно. На стволах орудий, минометов, на броне танков, на фюзеляжах самолетов появились надписи: «За Зину Туснолобову!»
Отработка взаимодействия пехоты и танков Т-34 с дополнительной броней (выпуска завода №112 Красное Сормово). Ленинградский фронт, осень 1942 г.
Советские средние танки Т-34 во взятом Берлине. Фото интересно тем, что на переднем плане — Т-34-76 выпуска 1942-43 годов с литой шестигранной башней выпуска Сталинградского тракторного завода (без командирской башенки). Танки выпуска этих годов в воевавших соединениях были большой редкостью — как правило, они были потеряны в боях 1943—1944 годов и были заменены танками Т-34-85 (такой танк на снимке идет как раз следом за Т-34-76). Видать экипаж асов.
Танк Т-34, оборудованный двумя мощными громкоговорителями для вещания на передовой.
Довоенные танки производства завода № 183 (г. Харьков). Слева направо: БТ-7 (А-8), А-20, Т-34-76 с пушкой Л-11 (1940 г.), Т-34-76 с пушкой Ф-34 (1941 г.).
Подбитый советский танк Т-34 на обочине дороги. Фото интересно тем, что аккуратные немцы обнесли танк столбиками, чтобы он не мешал дорожному движению.
Подбитый и горящий советский танк Т-34.
Советские танки Т-34-76 в наступлении.
Производство танков Т-34-76. На переднем плане 76,2 мм пушки Ф-34 образца 1940 года.
Цех Челябинского Кировского завода, 1943 год.
Советские танки Т-34, подбитые под Сталинградом. Август 1942.
Советский танк Т-34 на испытаниях. Атака моторного отсека бутылками с горючей смесью.
На фото изображен трагический момент захвата в плен немцами экипажа советского среднего танка Т-34/76. Советские танкисты таранили немецкую САУ Sturmgeschütz III (StuG III), в результате лобового удара обе машины были выведены из строя.
T-34 выпуска 1943 года с танковым десантом на борту проходит мимо горящего Тигра I. Юго-восточная Украина, 1-й Украинский фронт, март 1944 года.
Советский танк Т-34, раздавивший немецкую противотанковую пушку PaK-38.
Советский танк Т-34 с фугасным огнемётом ФОГ. Этот огнемет был оружием одноразового действия: горючая смесь выбрасывалась из резервуара через брандспойнт.
Советский средний танк Т-34-76 раздавил немецкую полевую гаубицу leFH.18. Продолжить движение дальше он не смог и был захвачен немцами. Район Юхнова.
Замаскированные тридцатьчетверки, январь 1942 г., район Ржева. Фотография интересна тем, что кто-то из экипажа оставил на броне винтовку, так как она не помещалась в танке.
Советские военнопленные у подбитого танка Т-34.
Советский танк Т-34 давит немецкую легкую противотанковую пушку PaK 35/36 калибра 37 мм, которую называли «колотушка».
Немецкие солдаты позируют на советских танках Т-34, оставшихся в Воронеже.
Колонна танков Т-34 1-й гвардейской танковой бригады. Западный фронт.
На танках камуфляж «чешуйчатый», он же «следы шин», для имитации дорожной колеи.
Немецкие солдаты и подбитые танки Т-34.
Советские средние танки Т-34-76.
Два подбитых советских танка Т-34-76 образца 1941 года производства СТЗ (Сталинградский тракторный завод): сварные башни устанавливал только этот завод, так же, как и литые опорные катки с внутренней амортизацией на всех балансирах.
Аварийные советские танки Т-34-76 на сборном пункте.
Брошенный советский танк Т-34 1941 года выпуска.
Подбитые советский танк Т-34 и английские танки Valentine, под прикрытием одного из которых оборудована позиция немецких солдат. Район Ржева, 1942 г.
Экипаж танка Т-34-76, 1941 год.
Развернутая в походное положение башня, снятый пулемет, расположение на придорожной обочине, обходящие танк по дороге немецкие солдаты — все говорит о том, что этот Т-34-76 был оставлен экипажем во время отступления.
Увязший в болоте и брошенный экипажем советский средний танк Т-34-76.
Экипаж танка Т-34-76.
Скорее всего, последствия авиаудара, а затем разбитые Т-34 стащили с дороги, чтобы они не мешали.
Брошенный советский танк Т-34-76. Вот такая вполне мирная сцена.
Захваченный немцами советский средний танк Т-34-76. На фотографии Т-34 ранних выпусков (судя по каткам), очевидно, фото сделано летом 1941 года. Танк в полной сохранности, явно брошен экипажем. Отсутствует курсовой пулемет — скорее всего, снят советскими танкистами при отступлении.
Танк Т-34-76, захвачен немцами в 1942 году, в ходе окружения советских войск под Харьковом. Танк произведен на СТЗ (Сталинградском тракторном заводе). Интересная деталь: у этого Т-34 отсутствует резиновый бандаж катков.
«… К сожалению, пришли сталинградские „тридцатьчетверки“, у которых опорные катки были без бандажей. Они грохотали страшно», — вспоминает А. В. Боднарь. Это были так называемые катки с внутренней амортизацией. Первым катки этого типа, называвшиеся иногда «паровозными» стал выпускать Сталинградский завод (СТЗ), причем еще до того, как начались действительно серьезные перебои с поставками резины. Раннее наступление холодов осенью 1941 года привело к простою на скованных льдом реках барж с катками, которые отправлялись по Волге из Сталинграда на Ярославский шинный завод. Технология предусматривала изготовление бандажа на специальном оборудовании уже на готовом катке. Крупные партии готовых катков из Ярославля застряли в пути, что вынудило инженеров СТЗ искать им замену, которой стал сплошной литой каток с небольшим амортизирующим кольцом внутри него, ближе к ступице. Когда начались перебои с поставками резины, этим опытом воспользовались другие заводы, и с зимы 1941 — 1942 г. до осени 1943 года с конвейеров сходили танки Т-34, ходовая часть которых полностью или большей частью состояла из катков с внутренней амортизацией. С осени 1943 г. проблема нехватки резины окончательно ушла в прошлое, и танки Т-34-76 полностью вернулись к каткам с резиновыми бандажами.
Артем Драбкин «Я был на «тридцатьчетверке»...»
Захваченные немцами советские танки Т-34-76 поставлены ими в строй. Интересно, что немцы модернизировали танки: установили командирские башенки от Pz.III, улучшив обзорность (один из недостатков оригинального Т-34), снабдили пушки пламягасителем, добавили на борт ящик, установили фары слева. Кроме того, у второй и третьей машин неродные крылья.
Уничтожен в результате детонации передних топливных баков
Танк Т-34 из 3-й гвардейской танковой армии стоит напротив бумажно-канцелярского магазина на улице Берлина. У люка механика-водителя сидит Владимир Дмитриевич Сердюков (1920 года рождения). Его на этой фотографии узнал его племянник Владимир Плотников.
Подбитые советские танки Т-34-85.
Колонна танков Т-34-85 в лесу под Берлином, 1-й Украинский фронт.
Жители Праги встречают советский танк Т-34-85 из состава освободителей.
Советский танк Т-34-85 в цветущем саду под пражским кремлем.
Советский танк Т-34-85 проезжает мимо советского же танка Т-26, подбитого в 1941 году. Символичная фотография: танк, потерянный во время отступлений 1941 года, спутник неудач Красной Армии начала войны — и модернизированный танк Т-34, будущий символ Победы, движущийся в обратную сторону, на Запад.
Советские САУ СУ-100 и танки Т-34-85 под Берлином.
Колонна советских средних танков Т-34 на улицах Вены. Танк на переднем плане смотрится колоритно — отсутсвуют надгусеничные полки, запасные траки, разбита фара, на броне остатки зимнего камуфляжа.
Колонна советских танков Т-34-85.
Танк Т-34-85 на улице Праги.
Атака советской пехоты при поддержке танков Т-34-85.
Советский танк Т-34-85 на улице Берлина.
Советские солдаты на танке Т-34-85 в освобожденного города в Чехословакии. Май 1945 г.
Танк Т-34-85 советской 62-й гвардейской танковой бригады, погруженный на тягач Rogers.
Подбитый советский танк Т-34-85 и сидящие на нем дети. Май 1945 года.
Танкисты преодолевают хребет Большой Хинган. Маньчжурия, август 1945.
Советские солдаты на Т-34-85 на фоне Бранденбургских ворот в Берлине. Танк закрыт сетчатыми экранами, защищавшими от попаданий из «фаустпатронов».
Советские танки Т-34-85 на берегу реки. Фото сделано не ранее 1944 года, но тем не менее сразу на нескольких солдатах видны архаичные стальные шлемы СШ-36.
Немцы рассматривают подбитый советский танк Т-34-85 с разорванным стволом.
Советские войска занимают город Фрауенбург в Восточной Пруссии, ныне польский Фромборк.
Берлин, 1945 год. Обратите внимание на защиту Т-34 от фаустпатронов.
Танк Т-34-85 №10 36-й гвардейской танковой бригады, Белград.
Т-34-85, американский грузовик Chevrolet G7107 и уничтоженный немецкий тягач Sd.Kfz 11.
0
Salomon
Дата: 20 сентября 2010 23:20, Комментарий: #1, СтатусКапец, что за несправедливость?? Ужас
--------------------
Память согревает человека изнутри. И в то же время рвет его на части.