• Онлайн видео
  • Аудио
  • Креатив
  • Игры
  • Подкат В Контакте
  • Разное
  • Web-камеры
Правила Чтение RSS
» » Памятник Т.Г. Шевченко в Харькове

Календарь

Meloman
Meloman
22:06:33

Пользователи: Meloman
Роботы: robot Bot, robot Bot, The Python Robot, robot Bot, Yandex Bot... Они ЗАПОЛОНИЛИ сайт, рооообоооты!
Myxa
Myxa
26 октября 2017

EddyQ,
ага, показывай
EddyQ
EddyQ
24 октября 2017

Сиськи заказывали?
Арчи
Арчи
18 октября 2017

Сиськи нужны обязательно.
Myxa
Myxa
13 июля 2017

Давай
AK-(47)
AK-(47)
11 июля 2017

Че то все забили на сайт.( И я в том числе, давайте исправляться.
AK-(47)
AK-(47)
11 июля 2017

Ч не тоасе забили на сайт.(
AK-(47)
AK-(47)
11 июля 2017

Привет пацаны
Myxa
Myxa
2 октября 2016

blackjohn,
И не говори...
blackjohn
blackjohn
23 сентября 2016

Блин одни ДТП Где сиськи и приколы!!!
cocaine
cocaine
4 сентября 2016

да жалко
zzzmeysss
zzzmeysss
11 августа 2016

Зашел, аж прослезился, как давно это было))
AvtoAction
AvtoAction
11 июня 2016

Кто желает быть журналистом для добавления постов, обращайтесь к админу, реанимируйте сайт своими постами
AvtoAction
AvtoAction
11 июня 2016

Pterion, сайт требует журналистов для добавления юмора, пишите админу
Pterion
Pterion
9 июня 2016

Сайт превратился в ютуб для ДТП... сплошные аварии.. где юмор блин??
cocaine
cocaine
6 июня 2016

Привет
drago8
drago8
1 июня 2016

hi
solbu800
solbu800
2 апреля 2016

tena,
SFW
tena
tena
26 марта 2016

кто харьковские сайты знает камп глюкнул все слетели
Salomon
Salomon
17 марта 2016

ностальгия же
Salomon
Salomon
17 марта 2016

а куда вообще все медальки пропали??? Муха, верни, что ты наделал?)))
PALADIN
PALADIN
9 февраля 2016

ЧИЖиК,
Там же где и моя
Sanitar
Sanitar
20 декабря 2015

privetik
нарКОТИК
нарКОТИК
23 октября 2015

хохохо hi
turb094
turb094
20 октября 2015

всем привет, подкат еще живой?
ЧИЖиК
ЧИЖиК
28 сентября 2015

troll
ЧИЖиК
ЧИЖиК
28 сентября 2015

ГДЕ МОЯ МЕДАЛЬ?!
МИНИМУМ ЗА 5 ЛЕТ РЕГИСТРАЦИИ!!!!
cocaine
cocaine
8 сентября 2015

nice
MaKoSh
MaKoSh
7 сентября 2015

shrik
cocaine
cocaine
7 сентября 2015

hi

Только зарегистрированные посетители могут писать в чате.

Рекомендуем

Всего на сайте: 230
Гостей: 202
Пользователи: - отсутствуют
Роботы: Google Bot, robot Bot, robot Bot, Google Bot, robot Bot

20-ка посетителей: Ruffus, RonnieTof, DonnieEr, Djinotan, VladimirUA, riddik, Andreman, SER.J, Nimon, Mupeundunda, SpafSoariefup, feodosja, phomodeli, toplistg, KennethDen, pika4u, jojo, нарКОТИК, XOMA, Арчи

Друзья






обмен ссылками


Что вы отвечаете, когда к вам на улице подходят с вопросом "Мелочи не найдется?"


Статистикаы

MaKoSh
Публикаций: 4584
Комментариев: 2880
VALKI
Публикаций: 3860
Комментариев: 720
Salameya
Публикаций: 1644
Комментариев: 776
Bel4ysya
Публикаций: 1493
Комментариев: 1718
Zёbra
Публикаций: 1344
Комментариев: 709
Meloman
Публикаций: 955
Комментариев: 2369
Pain
Публикаций: 876
Комментариев: 333
admin
Публикаций: 848
Комментариев: 7
Salomon
Публикаций: 790
Комментариев: 3992
С.О.ЖабЪ
Публикаций: 667
Комментариев: 684












Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Пожертвования для, Podkata
Вы можете помочь Подкату, сделав перевод на кошельки:
E328516713335
R301545668888
U291251430584
Z465014280755
Будем искренне благодарны!





22-07-2010, 11:04, автор: Cool_Nik, комментариев: 4

Памятник Т.Г. Шевченко в Харькове



Памятник Тарасу Григорьевичу Шевченко в Харькове - памятник украинскому поэту, писателю, художнику и мыслителю Тарасу Григорьевичу Шевченко, является лучшим памятником Шевченко в мире.

Монумент расположен в центре Харькова - в Саду имени Т.Г. Шевченко, при входе на центральную аллею со стороны улицы Сумской. Памятник органически связан с окружающим парковым пейзажем и городским архитектурным ансамблем. Общая высота монумента - свыше 16 метров, высота статуи Тараса Шевченко - 4,5 метров. Художественный стиль монумента можно определить как соцреализм и сталинское барокко, тогда как трактование личности Тараса Шевченко так же является советским - как идейного борца за счастье простого народа, поэта-революционера. Авторы памятника - советский скульптор Матвей Манизер и архитектор Иосиф Лангбард. Монумент было торжественно открыт 24 марта 1935 года, т.е. через 9 месяцев после того, как Харьков перестал быть столицей УССР.

Описание


Памятник Тарасу Шевченко представляет собой многоплановую композицию, каждая из частей которой просматривается постепенно, по мере знакомства с монументом, вместе с тем, весь памятник воспринимается как единое целое. Многоступенчатость монумента была (и остается) органично связанной с архитектурой величественных сооружений Госпрома и Харьковского государственного университета (сейчас Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина), Садом имени Т. Г. Шевченко. Фасад памятника повёрнут к центральной магистрали города — улице Сумской.

В плане монумент представляет собой своеобразную архитектурную спираль с 11- метровым трехгранным пилоном с фигурой Тараса Шевченко внутри и выступлениями по кругу, которые окружают пилон, и на которые разместились 16 динамических статуй — высокохудожественных образцов советской пропаганды, которые по замыслу автора проекта должны были символизировать людей работы и их борьбу за свои права против притеснителей — от непокорных, бунтарских образов из произведений Т. Г. Шевченко к участникам русской революции 1905—1907 лет и Октябрьской революции 1917 года, а величественная группа, которая состоит из рабочего-шахтера, колхозника, красноармейца и женщины, является олицетворением тогдашней современности.

Схема расположения скульптур памятника


Доминантой монумента является фигура Кобзаря — Шевченко высотой 5,5 м, установленная на высоком постаменте из серого (на момент сооружения ярко-чеёного) лабрадорита. Статуя наполнена динамики — и в точно найденном ракурсе слегка наклонённой набок головы, и в энергийном жесте правой руки, и во всей фигуре Шевченко просматривается готовность к действию, целенаправленность, внутренняя напряженность, что в полнйо мере соответствовало советской трактовке образа Т. Г. Шевченко как поэта и художника-революцтонера. Скульптура имеет ярко выраженный силуэт, легко узнаваемый издали, что сближает общий фон монумента с конструктивизмом, — суровые, укрупненные складки одежды, лаконичность форм, энергичная обработка поверхности большими обобщенными плоскостями — все это призвано создать могущественный образ непокоренного борца за права трудящихся. К детализации автор прибегат лишь, в разработке лица, которое осуществлено не только для достижения портретной схожести, а и раскрытие внутреннего мира, в русле трактования личности поэта, выявление твердости и силы духа поэта-борца. Именно поэтому взгляд монументального Кобзаря суровый и гневный, а вычеканенные на голове морщины означают горечь пережитого-передуманого. Целостности образа автор достигает проработкой и других деталей — например, крепко сжатой в кулак (гневный жест) рукой.

Фигуры, которые окружают пьедестал, — вдвое меньше по высоте, чем статуя Шевченко. Они воспринимаются в основном вблизи. По замыслу скульптора, осуществлять обзор фигур нужно в последовательности композиционной спирали, начиная от фигуры «Екатерина» и двигаясь против часовой стрелки.
Фигура Тараса Шевченко Фрагмент памятника — скульптуры на обратной стороне памятника Скульптуры, расположенные правее от статуи Кобзаря


Среди статуй монументального ансамбля, связанных идейно общим замыслом отображения воспетой Кобзарем борьбы народа за свою волю, можно выделить отдельные фигуры и композиции:
скульптура «Екатерина» — статуя крепостной с грудным ребенком на руках, известная под названием «Екатерина», воспетая Т. Г. Шевченко в одноименной поэме; воплощение образа женщины-матери под бременем одиночества и кручины;
1- а композиция («Умирающий гайдамак. Гайдамака с косой. Тот, который рвет путы.») — все три фигуры связаны как идейно, так и сюжетно — за общей привязкой композиции к поэме Т. Г. Шевченко «Гайдамака» о событиях колеевщины кроется жизнеутверждающее убеждение в несокрушимости народного духа и вера в его победу;
скульптура «Связанный запорожец» — одна из статуй, которые передабт патриотичный, многогранный характер героя, воплощает народную силу и величие, скорбь и боль;
2- а композиция («Женщина-крестьянка. Тот, кто несет жернова. Солдат-рекрут.») — в образах представителей разных прослоек трудовой народ воплощает идею страданий украинцев из-за царизма;
3- я композиция («Рабочий с преклоненным флагом. Студент. Рабочий с винтовкой. Матрос. Красноармеец.») — 3- статуи композиции изображают образы восставшего народа во время социальных катаклизмов первых десятилетий ХХ столетие.
4- а композиция («Крестьянин. Шахтер. Женщина с книгой») — фигуры этой последней группы, по замыслу автора, должны были передавать те изменения, которые произошли в советском обществе.

Автор монумента достиг пластического единства, гармонии, согласованности всех его групп и фигур. Им присущи классические пропорции, тщательная продуманность поз и жестов, которые отображают особенности характеров и вместе с тем оказывают содействие раскрытию единства композиционного замысла. Многофигурная композиция выдержана в эпически спокойном, но приподнятом ритме. Материал статуй — тёмная бронза на фоне постамента из отполированного до зеркального блеска лабрадорита предоставляет памятнику еще большей торжественности, выразительности и величия.

Харьков известен как город, где был установлен один из первых на Украине памятник Тарасу Шевченко. Инициаторами создания первого памятника Шевченко в Харькове была семья Алчевских. В 1897 году Алексей Кириллович Алчевский заказал в Петербурге известному академику, профессору Петербургской Академии искусств В. А. Беклемишеву, выходцу из Харькова, бюст Кобзаря из белого мрамора. В 1898 году бюст был установлен возле усадьбы известной просветительницы, основательницы женской воскресной школы для взрослых Христины Алчевской (на улице Садово-Куликовськой, сейчас Совнаркомовская). Осуществлено это было нелегально — без разрешения царской власти. В трактовании Беклемишева Т. Г. Шевченко был философом и борцом, готовым к решительным активным действиям. Возле этого памятника часто собиралась студенческая молодежь, воспитанники воскресной школы. В 1901 году, накануне сороколетия со дня смерти Т. Г. Шевченко памятник был снят. По другой версией, тогда же, во время экономического кризиса А. К. Алчевский обанкротился и наложил на себя руки, семьи пришлось срочно избавиться от шикарного особняка — усадьбу продали купцу Шабельському, и когда новый собственник хотел было уничтожить бюст Кобзаря, Алчевськие забрали его с собой и еще на протяжении двадцати лет сохраняли в семье. В 1932 году Николай Алексеевич Алчевский, преподаватель юридического института, передал бюст в Картинную галерею Т. Г. Шевченко и сейчас этот экспонат находится в Киеве в государственном музее поэта.

Уже при советской власти, в июле 1919 года, на месте памятника Александру ІІ установили временный гипсовый бюст Т. Г. Шевченко, изготовленный по проекту скульптора Б. Кратка. Этот бюст сняли с постамента деникинцы, и дальнейшая его судьба неизвестна.

История сооружения и открытие памятника


2 июня 1929 года Харьковский горсовет утвердил постановление о сооружении памятника. В 1930 году был объявлен первый международный конкурс на сооружение памятника Тарасу Шевченко в Харькове. Таких конкурсов на протяжении 1930-1933 лет вообщей сложности было три. Проблематика этих конкурсов в советской литературе или не освещается вообще, или исключительно с акцентом на участие в них победителей Манизера и Лангбарда. 22 сентября 1933 года открылась выставка проектов, на которой было представлено 30 работ ведущих мастеров того времени - Ф. Кричевского, С. Меркурова, М. Манизера, И. Кавалеридзе и других. Противоречивой темой остается определение победителей конкурса, так как среди лучших по результатам сентябрьской выставки фигурировал и общий проект украинского художника Федора Кричевського и русского скульптора Сергея Меркурова, а уже на дополнительном, ноябрьском, обзоре, где рассматривались доработанные проекты, победителем была признана работа Матвея Манизера. Одним из претендентов на место скульптора данного памятника также была В.И. Мухина. Сохранилась её объяснительная записка:

Шевченко представлен бронзовой статуей, стоящей на девятиметровом каменном пьедестале (ногами он стоит еще в каменной среде, но дух его железный), с поступью твердой и энергичной, в полном сознании своего человеческого достоинства, народный трибун и пробудитель сознания в те годы угнетения. Автор дает его в украинской одежде, так как с образом Шевченко связывается представление о пробуждении Украины, и интеллигентский сюртук как дань моде середины XIX столетия с образом великого Тараса не вяжется и кажется совершенно нелепым. Одежда, присущая народу, становится его историческим признаком, понятным в веках, в противовес моде, через одно-два десятилетия кажущейся смешной. В нижней части памятника автор дает олицетворение старой и новой Украины. Старая Украина, угнетенная, батрацкая, подъяремная, в образе двух волов под ярмом, понурых и забитых. Сзади их на врезном барельефе украинский батрак, темный и изнуренный под игом крепостничества, окаменелый от вековых страданий. Эта группа символически дана в камне. Возле, с другой стороны стоит группа современных украинцев, работников и крестьянок, бодро смотрящих вдаль, дружно взявшись за руки для коллективной работы, окружив колесо трактора, — символ и фактор объединения работающего и потребляющего на всеобщей социальной стройке УССР.

Матвей Манизер, к тому времени был состоявшимся мастером-творецом ряда значительных монументов, приверженецем реалистического искусства. Сохранились свидетельства, согласно которым, работая над проектом, скульптор путешествовал шевченковскими местами, делал большое количество пейзажных и жанровых этюдов, тщательно изучал внешность и личность Т.Г. Шевченко - по его произведениям, перепискам и мемуарами о нем, автопортретами, немногочисленными фотографиями, посмертной маской и т.п.. Творческие поиски Манизера были продолжительными. Первый проект памятника (1930 год) он выполнил в конструктивистской манере - большая по размеру голова Шевченко с выражением опечаленности была установлена на цилиндрическом постаменте с барельефом повстанца, который, стоя на коленях, гневно потрясал кандалами. Во втором проекте (1931 год) М. Г. Манизер расположил статую поэта на пьедестале с низким рельефом, на котором были изображены персонажи из произведений Кобзаря. И лишь третий вариант проекта (1933 год) принес скульптору творческое удовлетворение и победу во всесоюзном конкурсе, и это при потому, что в конкурсе принимали участие немало выдающихся скульпторов своего времени.

Вспоминая о работе над памятником, М. Г. Манизер писал:


Шевченко трактован мною как поэт-революционер, демократ и бунтарь, энергичным жестом как бы ниспровергающий царское иго рабства и неволи. Фигура Шевченко гигантского размера: в три натуры (4,5 метра) — видна издали. Шестнадцать фигур, окружающие пьедестал, вдвое меньшего размера и рассматриваются, главным образом, на близком расстоянии… Разновременные, в большинстве своем сюжетно между собой не связанные, они располагаются на возрастающих уступах пьедестала и рассматриваются зрителем последовательно, оставаясь в то же время звеньями единой цепи.

Матвею Манизеру позировали актеры харьковского театра «Березиль»:
Наталия Ужвий — «Катерина».
Сусанна Коваль — молодая крестьянка.
Амвросий Бучма — повстанец времен Колиивщины и крестьянин с жерновами на плечах.
Иван Марьяненко — старый запорожский казак — связанный, но не покоренный.
Лесь Сердюк — молодой хлопец с косой в руках и крепостной со связанными руками.
Ростислав Ивицкий — красноармеец.

Работы по сооружению монумента были начаты 9 марта 1934 года, т.е. в день 120-летия от рождения Кобзаря. Архитектурную привязку монумента исполнил архитектор Й. Г. Лангбард (автор проектов нескольких государственных зданий в Белоруссии). Отливка скульптуры Т. Г. Шевченко и скульптурных групп памятника в металле была осуществлена в бронзолитейных мастерских в Ленинграде. Общий вес металлической части памятника 30 тонн. Одновременно с этим, в Харкове, на месте закладки памятника, под руководством Й. Г. Лангбарда рабочие обрабатывали лабрадорит. На изготовление памятника ушло 400 тонн лабрадорита. На сооружении монумента было использовано около 75 вагонов разных строительных материалов, в том числе 25 вагонов с лабрадоритом.

В 1935 году работа по сооружению памятника, в которой принимало участие около 200 рабочих разных профессий, была завершена.

Торжественное открытие монумента состоялось 24 марта 1935 года и стало всенародным праздником. Харьков был украшен флагами, на улицах было многолюдно. В 14.30 нарком образования УССР В. П. Затонский перерезал ленту Грянул салют, и большой хор 700-ма голосами исполнил «Заповiт» Шевченко.

События, связанные с памятником


Со времени открытия, памятник сам по себе стал значительным культурным явлением и достоянием Харькова и страны.

Вопреки размерам и идеологической направленности, монумент не пострадал во время Второй мировой войны. Именно возле памятника Шевченко в Харькове 30 августа 1943 года состоялся первый официальный митинг освобождённого от немецких оккупантов города при участии И.С. Конева и М.С. Хрущева.

В СССР в послевоенное время памятник традиционно был местом проведения мероприятий, посвященных разнообразным датам украинской истории и культуры, в частности, оказания почестей Шевченковых годовщины. Начиная с конца 1980-х лет площадь возле монумента стала местом группирования национальных сил, проведение демократических акций. После обретения независимости Украиной, без возложения цветочных букетов к монументу не обходится ни один официальный государственный праздник, посещение Харькова высокими правительственными чиновниками и международными гостями. Уже в наше время (1990-е 2000-е года), памятник подвергался актам вандализма

Интересные факты о памятнике


Для съемок русского исторического фильма о физике Льве Ландау «Дау», которые проходили в Харькове в 2009 году, памятник Т. Г. Шевченко для большей реалистичности красили черной гуашью, ведь лабрадоритовый постамент, в отличие от современного серого цвета, в первые годы сооружения имел ярко черный цвет. После съемок городским службам пришлось устроить «чистку» монумента, возвратив ему обычный для харьковчан вид


Памятник Т.Г. Шевченко в Харькове

Схема расположения скульптур и их названия

Памятник Т.Г. Шевченко в Харькове

Памятник за минуту до открытия
    +53
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


    Не нравится 0 Нравится

Skida_jr

Дата: 22 июля 2010 11:12, Комментарий: #1, Статус Пользователь offline
1
 

--------------------





    Не нравится 0 Нравится

Well West

Дата: 22 июля 2010 18:42, Комментарий: #2, Статус Пользователь offline
Википедия?
 

    Не нравится 0 Нравится

Tim Delux

Дата: 22 июля 2010 21:58, Комментарий: #3, Статус Пользователь offline
5
 

    Не нравится 0 Нравится

Cool_Nik

Дата: 24 июля 2010 00:05, Комментарий: #4, Статус Пользователь offline
Well West,
Да
 

--------------------
оскорбляя других, мы оскорбляем себя

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.