"Если Вы не верите в победу, какой смысл вечером вставать с постели?"
Невилл Саутхолл
Невилл Саутхолл
Взглянув на него, вы бы никогда не сказали, что это вратарь футбольной команды. Если бы вам сообщили, что этого не в меру упитанного мужчину когда-то неофициально назвали лучшим вратарем мира, то было бы грешно не рассмеяться в лицо автору сего бредового, на первый взгляд, утверждения.
У него двойной подбородок и едва ли не полторы сотни килограммов веса, но он играет в футбол и в 51 год. Защищает гандбольные ворота в матчах ветеранов во время соревнований Football Masters. Да, за сохранность пола в спортзале во время его сэйвов возникают серьёзные опасения, но удивительным образом никуда не делись его кошачья реакция и необъяснимая при таких габаритах прыгучесть!
Он – это Невилл Саутхолл, величайший кипер Эвертона и Уэльса всех времен, самый нетипичный вратарь послевоенных лет, рекордсмен клуба по количеству матчей, культовый герой целого поколения. О нем складывали анекдоты, его высмеивали, но в то же время уважали и боялись.
С его именем связано много легенд и баек. Одна из них гласит, что на первой тренировке Нева в Эвертоне председатель правления, который специально пришел посмотреть на анонсированного менеджером команды Ховардом Кендаллом "нового Гордона Бэнкса", воскликнул: "Где ты взял этот мешок с дерьмом?"
Становление Саутхолла как вратаря было очень непростым. Он появился в профессиональном футболе поздно и далеко не сразу стал основным кипером Эвертона. Нев начинал играть в таких глухих местах, что только чудом он стал профессиональным вратарем. Чудо это – талант и работоспособность. Даже в звездные годы Невилл Саутхолл был последним, кто уходил с тренировочного поля, а во время игры за любителей в родном Ландудно (даже по меркам Уэльса это безнадежная дыра) и позже в Конви, Бангоре и Уинсфорде Нев совмещал футбол с работой мусорщика и ученичеством у каменщика.
"Я был мусорщиком, курьером, лоточником и не понимаю, почему кто-то находит это унизительным. Мне нужно было зарабатывать на жизнь. Это хорошо, что футбол стал частью моей жизни и сделал меня обеспеченным человеком, но те уроки я никогда не забывал, всегда помнил откуда я родом", - говорит Невилл в интервью корреспонденту Independent Тревору Хайлетту.
Еще одна легенда гласит, что когда его заметили и пригласили в Бери, то на одной из первых тренировок пришлось назначить Саутхоллу персональную программу подготовки, ибо игроки основы были чрезвычайно удручены тем фактом, что их мастерство недостаточно для того, чтобы пробить здоровенного валлийца.
"Мешок с дерьмом" в 1980 году был приобретен за 6 тысяч фунтов, а уже через год Бери получил от Эвертона сумму в 25 раз большую. Но заиграл в стане Ирисок Саутхолл не сразу.
Энди Грей, многолетний партнер Невилла по команде вспоминал: "У нас был очень неплохой вратарь Джимми Арнольд, и Ховард Кендалл никак не мог выбрать между ним и Саутхоллом. Невиллу даже пришлось съездить в аренду в Порт Вейл. Об этом мало кто знает, но Саутхолл вполне мог покинуть команду уже тогда, на заре своей карьеры".
Действительно, однажды Саутхолл подошел к Кендаллу и попросил прибавку к зарплате (речь явно шла даже не о четырехзначной сумме). Тот ответил: "Я бы с радостью, но все деньги потрачены на приобретение Грея, да и, думаю, я не смогу найти понимания у директоров". "Тогда продайте меня", - невозмутимо ответил Нев. Слава Богу, Кендалл оказался дальновиднее и дал еще один шанс Саутхоллу, которым тот воспользовался сполна.
Уже скоро ни о каком уходе не могло быть и речи – Саутхолл прочно занял место в воротах Эвертона и в триумфальном сезоне-1984/85 был признан Игроком Года! Для вратаря – более чем почетный приз, ибо до Невилла такого признания добивались только Берт Траутманн, Гордон Бэнкс, Питер Шилтон и Пат Дженнингс. После него – никто! Неплохая компания, не правда ли? Компания, в которой Саутхолл – равный среди равных.
В чем же дело? За что Невилла считали одним из лучших вратарей мира 80-х? При своей очень приличной комплекции Биг Нев обладал потрясающей кошачьей пластикой и реакцией. Те сэйвы, которые до сих пор восхищают болельщиков, стали возможны благодаря его великолепной игре на линии ворот, координации и умению очень быстро, на уровне рефлексов и интуиции принимать верные решения. Летящий на перехват Саутхолл – это большая угроза для нападающего не собрать костей после столкновения. Но чаще всего до этого не доходило, ведь понимание игры (Невилл начинал центральным защитником) позволяло Саутхоллу предугадать действия нападающих, он старался проводить дуэли с ними во вратарской, когда фактурный кипер начинал казаться великаном и они, словно заколдованные, чаще всего лупили прямо в него.
Блестящая игра Невилла в 1985 году стала залогом победы Эвертона в Кубке Кубков и чемпионате, и если бы не трагедия Эйзеля… Хотя сам Невилл по этому поводу высказался так: "Мы не имеем права вообще говорить о каких-то потерях в футболе, когда речь идет о человеческих жизнях. Единственное, что мы точно потеряли – это нашего менеджера, который хотел побед в Европе, а потому уехал в другую страну".
После ухода Кендалла Саутхолл несколько раз порывался расстаться с клубом и просил разрешения на трансфер, ибо с началом 90-х времена господства мерсисайдских клубов в английском футболе подошли к концу. Но он остался и стал рекордсменом по количеству матчей в клубе (750 во всех турнирах) Несмотря на не всегда удачную игру в последние сезоны его пребывания в Эвертоне, именно его героические действия принесли команде последний до сих пор трофей - Кубок Англии 1995 года. В финале против Манчестер Юнайтед пробить Саутхолла не смог никто, хотя моментов у манкунианцев было более чем достаточно – расстреливали Невилла с разных позиций и пару его сэйвов вполне могут найти место в сборнике лучших вратарских подвигов всех времен.
О своей преданности Эвертону Невилл говорил так: "Кто-то из товарищей по команде уходил, а я оставался. Я думаю, что всегда буду игроком Эвертона, всю свою жизнь. Существует определенный тип игрока, настоящего Эвертонианс – это Колин Харви, Алан Болл, Ховард Кендалл. Они мастера с большой буквы, которые гордились тем, что играют за свой клуб. Я старался брать с них пример".
"Сегодняшние игроки не принадлежат клубам душой. Сегодня они здесь, завтра там… Некоторые будут играть на высочайшем уровне даже если им платить 20 фунтов в неделю, другие же думают только о том, как бы побольше заработать. Не хочу быть истолкован превратно, я вовсе не завидую доходам современных футболистов, но согласитесь – вряд ли даже самые гениальные игроки выполняют свою работу настолько лучше, чтобы получать за неделю больше, чем медсестра или полицейский за год. Должны же быть какие-то разумные пределы", - к словам Саутхолла стоит прислушаться.
Он начинал играть в "трясине", там же и закончил. После Эвертона, где Неви играл до 40 лет, были еще 10 клубов. В большинстве из них он, правда, только числился, больше занимаясь с молодыми игроками. Последний его официальный матч - 12 марта 2000 года на Вэлли Парад, когда Брэдфорд Сити играл против Лидса. Саутхолл пропустил два мяча от Майкла Бриджеса, но парочку своих коронных сэйвов продемонстрировал.
Он слишком любит футбол, чтобы так просто взять и уйти из него. В том же Торки, где Невилл провел с полсотни матчей, он играл, наматывая за неделю 500 миль из Честера. И у него не было вертолета, как у Робби Фаулера, к слову боготворившего Невилла в детстве и писавшего в своей книге о том, что тот день, когда он забил гол Саутхоллу, стал моментом, когда Робби Фаулер превратился в Бога для Копа.
Кто-то считает, что игроки, заканчивающие карьеру в Конференции, – выжившие из ума чудаки. Но для Невилла такое развитие карьеры было вполне нормальным. Он начинал в Уинсфорд Юнайтед с зарплатой в 14 фунтов и ничего отталкивающего и необычного в игре за скромные команды не видит.
"Большинство людей считает, что нужно играть на определенном уровне всю карьеру. Я начинал на дне, в "трясине". Да, мне повезло, я в определенный момент пересел в Роллс-Ройс, но это не значит, что мне когда-то не придется вернуться к управлению Релиант Робин (трехколесная драчка типа нашего Запорожца, - прим. автора). Я хочу оставаться в игре в любой роли – игрока, менеджера, тренера вратарей. Причем не обязательно на высшем уровне – я играл в Конференции и даже ниже, поэтому смогу управлять любой командой, даже без денег". Такое сподвижничество ради футбола достойно уважения.
Именно этим сейчас и занимается Невилл, исполняя обязанности менеджера скромного Маргейта, клуба из Истмиан Лиги, что на уровень ниже Конференции. Также Нев тренировал Дувр Атлетик и Гастингс Юнайтед, исполнял обязанности тренера сборной Уэльса.
Кстати об Уэльсе. К сожалению, 92 кепки за матчи в свитере сборной Уэльса – это самое большое достижение Саутхолла на уровне сборных. Он никогда не играл на представительных международных турнирах. Если бы он был англичанином или шотландцем, то вне всяких сомнений эта графа была бы намного богаче, но Биг Нев ни о чем не жалеет – это не в его стиле.
"Летающий свин" - настоящий символ Эвертона и всего английского футбола 80-х. Игры, в которой мусорщик мог за пару лет стать вратарем лучшего клуба Англии и при этом остаться обычным человеком - со своими причудами и жизненными принципами, но близким, родным для простого болельщика.
Сергей Бабарика
Ссылка на официальный сайт
0
Bird
Дата: 2 декабря 2009 19:28, Комментарий: #1, Статус