Перед тем, как попасть на АЭС, вы проходите контроль, похожий на аэропортовский: проносить с собой нельзя ничего, включая любые электроприборы (правда, мы с вами особенные гости, поэтому на нас это требование не распространяется)). Но в отличие от аэропортовской проверки для допуска на АЭС вас заставят пройти тест на алкоголь (это делается посредством милицейской "дудки", и если вы хоть чуточку пьяны -- вас не пустят) и радиационный контроль (вы проходите через специальную рамку, которая "закричит", если вдруг окажется, что вы подверглись радиоактивному загрязнению). И хотя мы здесь гости почетные, за нами по пятам по АЭС постоянно ходят два вооруженных человека. Нас это немного смущает, конечно.
Первое. Принцип работы АЭС достаточно простой. В реакторе, посредством контролируемой химической реакции, создается тепло. Это тепло нагревает воду до состояния пара. Итак, тепло от реактора -- это такой вот "папа" киловатта. Пар заставляет работать парогенератор, который и вырабатывает электроэнергию. Парогенератор, или турбина, это, таким образом -- "мама" киловатта! На фотографии сверху хорошо видно, что АЭС состоит из реакторного зала (круглая "башенка") и турбинного зала (пристройка к "башенке").
Поэтому, не теряя время, спешим в "святая святых" -- в реакторный зал. Для этого оденем себя в специальные, похожие на туристический брезент, комбинизоны, наденем каску и маску -- вот как эти милые люди:
Второе. Реактор сам по себе -- это такой вот "бочонок" размером с девятиэтажный дом. Часть его расположена под землей.
Реактор не занимает все пространство зала. Вокруг него -- огромное количество вспомогательных служб. Реактор работает на ядерном топливе, т.н. тепловыделяющих сборках (ТВС), которые состоят из множества трубочек, набитых урановыми таблетками. Именно эти штуки вырабатывают тепло. Сама по себе ТВС выглядит так:
До момента загрузки в реактор ТВС является вполне себе безобидной для человека штукой, ее можно трогать руками, и любоваться ее металлическим величием.
В самом верху, на т.н. "головке" сборки хорошо видны стержни, которые управляют ядерной реакцией внутри ТВС
ТВС грузятся в реактор специальным краном, и сверху реактор выглядит так:
Находясь на крышке реактора чувствуешь себя необычно: он едва ощутимо вибрирует и шумит, ты чувствуешь себя маленьким и беззащитным, и естественная первая мысль у тебя -- это куда деваться, если сейчас оно того самого... как бы ни того?! В то же время, ты чувствуешь себя как победитель какого-то чудовищного чудовища, которое ты взял вот и запер в эту железяку.
Раз в несколько лет, каждую ТВС меняют на новую. Меняют их не одновременно, чтобы реактор не останавливался, а по одной-две.
Когда ТВС достают из реактора она является уже очень опасной для человека. Ее не выбрасывают, а помещают на несколько месяцев в воду, чтобы она остыла. Бассейн, где хранятся ТВС светится нежным сине-зеленым цветом, и этот вид завораживает:
После того, как ТВС перестанет "светиться" ее достанут и в специальном контейнере, поездом или самолетом, отправят на переработку. Там ее разберут на части, достанут из нее урановые таблетки. Весь металл (это специальные стали и циркониевые сплавы), из которого сделана сборка, потом отправят на дезактивацию и дальнейшую переработку. Так же поступят и с урановыми таблетками: из одной части сделают новые таблетки, а другую, большую часть -- отправят на хранение. Поскольку отработанные таблетки радиоактивны, чтобы хранить их дальше их измельчают и разбавляют с стеклом и бетоном. Полученную кашу в виде брикетов потом хранят в специальных хранилищах. Следующее поколение атомных реакторов, т.н. "бридеры", будут способны работать на этом вот, "отработанном" топливе. Но это будет очень "потом".
А мы с вами, тем временем, пойдем в турбинный зал. Для этого мы переоденемся, снимим с себя комбинезон и бахилы, дадим специально обученному дяде обследовать нас счетчиком Гейгера, чтобы мы сами успокоились, в первую очередь, что за время нашей прогулки по реактору у нас не вырос третий глаз, например.
Третье. Свысока турбогенератор напоминает гигантское насекомое, или какого-то "аццкого" плененного инопланетянина из фильмов про борьбу землян с пришельцами.
Любые работы с турбиной выглядят как трепанация огромного чудища
Опять же отметим, что сама по себе турбина невероятно большая, и нам отсюда видна одна только ее часть, остальное скрыто между технологическими этажами, вид которых также завораживает любого неравнодушного к технике человека.
Собственно, здесь и рождается киловатт! Который потом живет в проводах, или даже в вашем электрочайнике.
Четвертое. Самое же интересное теперь -- понять как эта вся штука управляется. И поэтому мы с вами идем в "диспетчерскую", в комнату автоматической системы управления (АСУ) АЭС. Система управления -- многоступенчатая. Одна, с одной стороны, позволяет управлять всм этим хозяйствам из одного места. С другой стороны, она обеспечивает "защиту от дураков", чтобы, допустим, террорист какой-нибудь, проникнув в зал управления все равно не смог сделать там ничего непоправимого. Или чтобы если сама эта АСУ будет уничтожена, ничего все равно не случилось бы. От первого взгляда на эту махину захватывает дыхание. Невольно хочется поклацать все эти кнопочки и лампочки. Но мы помятуем о том, что нам в затылок смотрят два вооруженных человека, не разделяющие нашего восторга
Понятно, что АСУ располагается в большущем помещении, и занимает почти все его пространство.
За вот этими вот лампочками и датчиками спрятано много компьютеров, которые отвечают за "свой" участок работы и при этом связаны в единую сеть. Само расположение органов управления интуитивно понятное: весь технологический процесс здесь расписан слева направо от наблюдающего.
При этом, облицовка АСУ сделана из таких вот плиточек, чтобы при необходимости можно было вставить дополнительный элемент (а такое случается, потому что АСУ постоянно совершенствуется)
Самое интересное в АСУ -- это спектр используемых приборов: тут все от самописцев до мониторов, тумблеров, кнопочек, рычажков и чего угодно еще:
Окон в этом помещении нет. Вход в него охраняется несколькими кордонами охраны. Интересно также, что ночью в этом центре управления гасят свет и включают подсветку у приборов
Логика у этого действия такая же, по которой мы не включаем свет в салоне машины ночью, и по которой при взлете и посадке в темноте пилоты выключают внутреннее освещение -- чтобы ночью, которую человек ощущает биологически, у него не притуплялось восприятие действительности, становилось из "дневного" -- "ночным". Т.е. чтоб адекватно реагировать ночью на ЧП, его должно быть видно, а если кругом горит свет -- ЧП можно не заметить.
0
Гёлка_)
Дата: 15 мая 2008 14:59, Комментарий: #1, Статус